Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
||||||
Педагогические задачи: проверить сформированность умений объяснить, в чем значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека, почему необходимо охранять природные богатства |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: научатся рассказывать о значении леса, луга, болота, водоема в природе и жизни человека; беречь природу |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его |
Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество) |
||||
Организационная структура урока |
||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите кроссворд и прочитайте фразу в выделенных клетках (см. ресурсный материал к уроку) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают кроссворд, читают ключевые слова: береги животных |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения |
|||
III. Сообщение темы урока. Викторина |
Организует формулирование темы урока обучающимися, работу по теме урока, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проводит викторину. - Ответьте на вопросы: 1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? 2. Чем ценна древесина лиственницы? 3. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? 4. Какое дерево цветет позднее всех? 5. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? 6. В какое время суток следует отправляться за грибами? 7. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? 8. Какая ягода заменяет лимон? 9. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? 10. Какую траву любят кошки? 11. Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? 12. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? 13. На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? 14. Кто кукует у кукушки: самец или самка? 15. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? 16. Почему у березы молодые листочки клейкие? 17. Какое значение имеет листопад? 18. У каких растений листья краснеют? 19. У каких растений семена снабжены “парашютиками”? 20. Какие животные “помогают” распространять семена? 21. Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? 22. Какое дерево “переодевается”, становясь то серебристым, то зеленым? 23. Почему крапива “жжется”? 24. Какой зверь самый чистоплотный? 25. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? 26. Назовите самого прожорливого хищника планеты. 27. Почему не в каждом лесу растут лишайники? 28. Почему нельзя шуметь в лесу, особенно весной и в начале лета, включать магнитофоны, разжигать костры? 29. Назовите причины лесных пожаров. 30. Как правильно разжечь костер? Как потушить костер? 31. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? 32. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? 33. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? 34. У кого щеки вместо мешка? 35. Куда зайцу удобнее бежать - с горы или в гору? 36. Сок какого растения помогает при укусе комаров? 37. Как называются птицы, которые улетают на юг? 38. Не зверь, не птица, а нос как спица. Кто это? 39. Можно ли охотиться на животных весной? 40. Кто любит лакомиться кусочками несоленого сала? 41. Чем питаются цапли? 42. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? 43. Какой хищный зверь падок на малину? 44. Дышит ли цыпленок в яйце? 45. Самая большая обезьяна. 46. Какая птица выводит птенцов зимой? 47. Сколько ног у паука? 48. Атмосферные осадки в виде водных капель, струй? 49. Модель земного шара. 50. Чем питаются ласточки? 51. Где сухого камня не найдешь? 52. Не рыбак, а сети расставляет. 53. Какая из птиц меняет окраску зимой и летом? 54. Чем размножают картофель? 55. С помощью какого прибора измеряют температуру воды? 56. Как называется смена шерсти у животных? 57. Коллекция засушенных растений. 58. Кто из птиц питается грызунами? 59. Птенцы, которые не знают своей матери. 60. Какая птица спит на лету? 61. Крокодилы могут взбираться на деревья? 62. Правда, что одинокие волки воют на луну? 63. Что вниз верхушкой растет? 64. Что делает еж зимой? 65. Самая быстроногая птица. 66. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина желтая. 67. Зелёный покров земли. 68. Снег белый, а лёд? 69. С помощью какого прибора измеряют температуру воздуха? 70. Какое животное меняет окраску? 71. Самое крупное животное на Земле. 72. Где раньше тает снег - в лесу или в городе? 73. Какие две ноты “растут” в огороде? 74. У какого слона нет хобота? 75. Место на реке, водоеме, где поят скот. 76. Как по-другому называется водяной воробей? 77. Кто, спасая голову, теряет хвост? 78. В каком месяце только 28 дней? |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по вопросам. Участвуют в викторине. 1. Ель, сосна, лиственница, можжевельник. 2. Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судо- и машиностроении, производстве самолетов. 3. У сосны нижние ветви отмирают, так как сосна - светолюбивое дерево. 4. Позднее всех летом цветет липа. 5. Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб. 6. С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый. 7. Приложить к ноге лист подорожника. 8. Клюква, содержит лимонную кислоту. 9. Плоды черной смородины, шиповника. 10. Кошки любят валериану. 11. Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее. 12. Скворец умело подражает голосам многих птиц. 13. Это работа дятла: весной пил березовый сок. 14. Кукует самец кукушки. 15. Клюкву, бруснику. 16. Смолистые вещества защищают листья березы от заморозков. 17. Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита дерева от поломок. 18. У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки. 19. У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы. 20. Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки. 21. Нет, только в ответ на боль, даже слабую. 22. Осина. Это дрожат ее листочки даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены. 23. В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков образуют ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение. 24. Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски. 25. Божья коровка выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка. 26. Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама. 27. Лишайники растут лишь там, где чистый воздух. 28. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места. 29. Непотушенный костер, окурок, молния. 30. Надо выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст так же подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить. 31. Фотоохота. 32. В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых. 33. Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения. 34. У хомяка щеки вместо мешка. 35. Зайцу удобнее бежать в гору. 36. Сок петрушки помогает при укусе комаров. 37. Перелетные. 38. Комар. 39. Нельзя охотиться на животных весной. 40. Синицы любят лакомиться кусочками несоленого сала. 41. Цапли питаются лягушками. 42. Быстрее тает грязный снег. 43. Медведь падок на малину. 44. Цыпленок в яйце дышит. 45. Горилла - самая большая обезьяна. 46. Клест выводит птенцов зимой. 47. У паука 8 ног. 48. Дождь. 49. Модель земного шара - глобус. 50. Ласточки питаются насекомыми. 51.5 воде сухого камня не найдешь. 52. Паук. 53. Куропатка меняет окраску зимой и летом. 54. Картофель размножают клубнями. 55. С помощью термометра. 56. Линька - смена шерсти у животных. 57. Коллекция засушенных растений - гербарий. 58. Белая ворона питается грызунами. 59. Кукушата. 60. Стриж спит на лету. 61. Крокодилы не могут взбираться на деревья. 62. Одинокие волки не воют на луну. 63. Сосулька растет вниз верхушкой. 64. Еж зимой спит. 65. Самая быстроногая птица - страус. 66. Ромашка. 67. Зелёный покров земли - трава. 68. Лёд - прозрачный. 69. С помощью термометра. 70. Меняет окраску хамелеон. 11. Самое крупное животное на Земле - слон. 72. Раньше тает снег в городе. 73. Фа - соль. 74. У шахматного слона нет хобота. 75. Водопой. 76. Водяной воробей - оляпка. 77. Ящерица. 78. В феврале |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
|||
IV. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Повторить единицы времени. Подобрать загадки про время |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||
V. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Прием “Букет настроения”. В начале урока обучающимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учащиеся прикрепляют к вазе красный цветок, если им понравилось на уроке, и они узнали что-то новое, или синий цветок, если им не понравилось на уроке. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности |
|||
Ресурсный материал к уроку
Кроссворд
1. Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.
2. Дикий, свирепый, громадный лесной бык, самый крупный и самый тяжелый европейский зверь.
3. Птица - символ красоты и любви.
4. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
5. Большое морское ластоногое млекопитающее с длинными спускающимися с верхней челюсти клыками - бивнями.
6. Через море-океан плывет чудо-великан,
Пряча ус во рту, растянулся на версту.
7. В двух-трехлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
8. Очень ценный пушной зверек. Был на грани уничтожения.
9. Детеныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
10. Владыка Арктики.
11. Этот зверек на суше довольно беспомощен. Зато в воде чувствует себя прекрасно - быстро плавает, хорошо ныряет. Длинным хоботком подбирает насекомых и личинок.
Ответы: 1. Бобры. 2. Зубр. 3. Лебедь. 4. Тигр. 5. Морж. 6. Кит. 7. Журавль. 8. Соболь. 9. Фламинго. 10. Белый медведь. 11. Выхухоль.
Ключевые слова: береги животных.