Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ПРИРОДА БУДЕТ ЖИТЬ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с особенностями развития насекомых, рыб, земноводных птиц, млекопитающих; способствовать формированию умений называть детенышей животных; продолжить формирование умений работать в группах, использовать разные источники информации |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с развитием (размножением) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; научатся называть детенышей животных; делить животных на группы |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: карточки для деления обучающихся на группы |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Что такое заповедник? заказник? Выскажите свои предположения. - Как вы думаете, для чего нужны заказники и заповедники? - Чем отличается заповедник от заказника? - Почему стало необходимо охранять те или иные виды животных и растений? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. - Заповедник - заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности и т. п. - Заказник - род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений. Причины: - неразумная охота; - уничтожение мест обитания; - загрязнение воды, почвы, воздуха; - неправильная хозяйственная деятельность человека; - неразумное собирание |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Любое живое существо зависит от других живых существ - растений, животных, человека, а также от окружающей среды - климата, почв, воды, воздуха. Складываются сообщества растений и животных, выделяются свои места обитания, каждое со своими особенностями. Существование какого-то вида может зависеть даже от одного-единственного фактора. Например, очень немногие организмы выдерживают крайнюю нехватку воды в пустыне или отсутствие тепла в Арктике. Там выживают лишь те, кто адаптировался к этим условиям. Кактусы, например, приспособлены к нехватке воды, кувшинки - к жизни в воде, камнеломка - к жизни на скалах. - Что является причиной гибели живых организмов на Земле? - Какой вред приносит им человек? - Почему запрещена охота весной и в начале лета? - Чтобы спасти все живое, человек должен принимать меры, которые способствуют спасению животных. Что он должен делать? Организует групповую работу, используя методику “Мозаика” |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задание, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре. - Природные явления: извержения вулканов, пожар, наводнения, засуха. Но очень многие живые организмы гибнут и по вине человека. - Большой: неумеренная охота на животных, вырубка леса, осушение болот и т. п. - Весной и в начале лета у животных появляется потомство. - Охранять нерестилища рыб, места размножения животных, правильно вести себя в природе. Работа в группах. 1-я группа читает о размножении рыб; 2-я - о размножении земноводных (лягушек и жаб); 3-я - о развитии пресмыкающихся. После чтения объединяются в “мозаичные” группы и рассказывают о том, что прочитали. Работа в парах: рассматривают рисунок в учебнике (с. 101). Один ученик рассказывает, как о потомстве заботится чайка-моевка (строит гнездо, высиживает яйца, кормит птенцов), а другой - о том, как о потомстве заботится лиса (приносит корм малышам, учит их приемам охоты, защищает их, обогревает) |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Назовите представителей каждой группы. Насекомые - ... Рыбы - ... Земноводные - ... Пресмыкающиеся - ... Птицы - ... Млекопитающие - ... - Перечислите стадии развития каждой группы. - У какой группы самая длинная цепь развития? - У какой группы самая короткая цепь развития? - Почему насекомые, рыбы откладывают много яиц (икринок), а млекопитающие рождают от 1 до 5 детенышей? - Но есть прекрасные родители. Самка губана откладывает 20-30 икринок, которые самец носит во рту. Он плавает с набитым ртом и ничего не ест. Малыши покидают убежище, только чтобы поесть. - Расскажите, как появляется потомство у насекомых, птиц и животных. Как они заботятся о своем потомстве? Организует работу в тетради № 2 (с. 35-36). - Запишите стадии развития бабочки-крапивницы, колорадского жука и лягушки. - Подобно бабочке-крапивнице размножаются и другие насекомые. Жуки, мухи, пчелы, шмели тоже в своем развитии проходят четыре стадии: яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое. - Сделать рисунки развития бабочки-крапивницы вам помогут иллюстрации в учебнике (с. 98). - Где развивается куколка колорадского жука? - Не у всех насекомых бывают куколки. Например, у кузнечиков из яиц выходят личинки, очень похожие на взрослых насекомых. Личинки очень маленькие и не имеют крыльев. Они питаются, растут и несколько раз линяют (сбрасывают свой тесный покров). После нескольких линек личинка превращается во взрослое насекомое с крыльями. На рисунке в учебнике вы можете увидеть стадии развития кузнечика |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Называют представителей каждой группы. Насекомые - бабочка, жук, кузнечик. Рыбы - щука, окунь, карась, сом. Земноводные - лягушка, жаба, тритон. Пресмыкающиеся - ящерица, змея. Птицы - орел, ворона, воробей, синица. Млекопитающие - лошадь, медведь, тигр. - Самая длинная цепь развития у насекомых: яйца→ личинка →куколка →взрослое животное. - Самая короткая цепь развития у млекопитающих: детеныш →взрослое животное. - Рыбы, насекомые не заботятся о потомстве, надеясь, что кто-то выживет. А млекопитающие выкармливают своих детенышей молоком, заботясь о них до взрослого состояния. Заранее подготовленные ученики рассказывают о насекомых, пресмыкающихся, птицах, животных. Записывают этапы развития бабочки-крапивницы: бабочка откладывает яйца на листья крапивы (1-й этап). Из яиц вылупляются личинки (2-й этап). Личинки бабочек называют гусеницами. Гусеницы не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, очень быстро растут, превращаясь в неподвижных куколок (3-й этап). Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка (4-й этап). Рассматривают рисунок развития колорадского жука. С помощью цифр отмечают яйца насекомого(1), личинки (2), куколку (3), взрослое насекомое (4). - Куколка колорадского жука развивается в земле. Записывают стадии развития лягушки: икра →головастик →взрослая лягушка |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 97-102). Выполнить в тетради № 2 задание 49 |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение: Берегите Землю. Берегите. Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите! (Михаил Дудин.) - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку |