Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ЧЕЛОВЕК - ЗАЩИТНИК ПРИРОДЫ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края, с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России; учить называть растения и животных из Красной книги; продолжить формирование экологической культуры школьников |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с мероприятиями, связанными с охраной природы родного края; научатся называть растения и животных из Красной книги |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||
Образовательные ресурсы: Конституция Российской Федерации; Красная книга России |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Что запрещается делать на водоеме? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Запрещается: 1. Входить в воду разгоряченным (потным). 2. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания). 3. Подплывать близко к моторным лодкам, баржам. 4. Купаться при высокой волне. 5. Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы. 6. Толкать товарища с вышки или с берега |
Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Во 2 классе вы узнали об основных правах и обязанностях гражданина страны, которые записаны в Конституции России - основном законе страны. Назовите эти права и обязанности, прочитав их еще раз (учебник “Окружающий мир. 2 класс”, ч. 2, с. 114-115) |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Все природные элементы взаимосвязаны и образуют единый организм, единый природный комплекс, который вот уже на протяжении десятков тысяч лет существует и живет по своим законам. Далее рассказывает о влиянии человека на природу (см. ресурсный материал к уроку). - Рассмотрите животных, изображенных на современных серебряных Монетах (с. 95). Назовите их. О чем напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты? - Сейчас с катастрофической скоростью гибнут тропические леса, половина которых уже истреблена. Через несколько десятилетий эти леса могут исчезнуть бесследно. А ведь именно там, всего на 7 % суши, встречается более половины всех видов растений и животных, живущих на нашей планете. В тропических лесах много удивительных и разнообразных лекарственных растений. Из них получают сырье для 1/4 всех производимых в мире медикаментов. Широко применяемый аспирин изготавливают из вещества, выделяемого из листьев тропических ивовых деревьев. Местные жители используют для лечения целебные травы. Помимо выполнения практических задач заповедники служат еще и эстетическим целям: благодаря им люди приобщаются к величественной красоте природы, отдыхают от шумной суеты и тесноты городов, воочию видят то, чего уже не найти нигде больше на планете. Проводит динамическую минутку. С помощью цветных карточек делит класс на три группы. Организует групповую работу по методике “Мозаика”. В заключение динамической минутки проводит беседу по прочитанным рассказам, формулируя вопросы, предложенные в конце каждого из них. - В заповедниках ученые ведут наблюдения за всеми природными сообществами, заносят в списки Красной книги России растения и животных, которые подлежат охране. Исчезающие и редкие растения и животные в Красной книге отмечены разноцветными флажками. Красные флажки стоят около растений и животных, которые находятся на грани исчезновения. Желтым цветом отмечены организмы, численность которых восстанавливается. А зеленым - организмы, которые удалось спасти от исчезновения, но они еще малочисленны |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работают в парах, группах. - Леса, поля, луга, болота, реки и озера - природные богатства нашей страны. Поэтому в России, как и в других странах мира, разработана государственная программа по охране природы. - В статье 58 Конституции России записано: “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. Это касается не только взрослых, но и детей, тоже являющихся гражданами России, которые не только обязаны беречь природу, но и “имеют право на благоприятную окружающую среду” (cm.42). Работа в парах. Рассматривают рисунки животных, изображенных на современных монетах, называют их и рассказывают, о чем напоминает государство своим гражданам, выпуская такие монеты. - Ежегодно растет список редких и исчезающих животных и растений. Их можно спасти только специальными мерами: организацией заповедников, охраной растений и животных в природных сообществах, запретом охоты и вырубки лесов. Так, в России повсеместно запрещена рубка дубовых рощ, охота на тигров, бобров, ограничена охота на соболя. В России создано более 100 заповедников. В них под охраной находятся все растения и животные. Благодаря этому в Баргузинском заповеднике на озере Байкал сохранен соболь. В Воронежском - спасли бобров, в Астраханском - серых гусей, пеликанов, белых цапель, нежно-розовый лотос; в Кандалакшском заповеднике - тупика, в Таймырском - овцебыка. - Необходимо охранять этих животных, они занесены в Красную книгу России. Работа в группах. Ученики первой группы читают рассказ в хрестоматии “Заповедники России”, второй - “Путешествие по Астраханскому заповеднику”, третьей - “Где и почему люди камни охраняют?”. Затем школьники объединяются в новые “мозаичные” группы. В каждой такой группе находится по одному представителю из прежних групп. В “мозаичных” группах ученики по очереди рассказывают одноклассникам, что узнали нового |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует работу в тетради (задание 45, с. 34). - Какие животные изображены (с. 34)? Соедините их стрелками с монетами и подпишите названия. - Почему необходимо хорошо знать природные сообщества, чтоб охранять природу? - Вот пример. В большом количестве добывали рыбу в устье Дуная, но ею питались и бакланы, которых, однако, признали вредной птицей, в связи с чем было принято решение уничтожать их, чтобы увеличить улов рыбы. Уничтожали, а потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье “вредных” бакланов, потому что в этих районах, в устье Дуная, среди птиц и рыб начались массовые эпидемии. Было установлено, что “вредители”, то есть бакланы, питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые заболевания. - Каких санитаров водоемов знаете вы? Эти примеры показывают, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире, как осторожно нужно подходить даже к проблеме “вредных” животных или растений. Природа - это сложнейшая взаимосвязанная и саморегулирующаяся система. В ней нет ничего “только вредного” и “только полезного” |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - В природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида повлечет за собой необратимые последствия. - Хорошими санитарами в наших водоемах являются щуки. Они поедают больную рыбу, уменьшают распространение инфекционных заболеваний |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 94-96), рассказы из хрестоматии (с. 127-132), сказку Бориса Заходера “История гусеницы” (“Литературное чтение. 3 класс”, ч. 2, с. 80, 87, 93, 97) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Почему без знаний о природных сообществах невозможна охрана и защита природы? - Какой ущерб могут нанести природе промышленность и сельское хозяйство? - Заповедники и заказники той или иной страны являются ее достоянием или богатством всего человечества? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Прием “Мой город”.Подводя итог урока, класс “проектирует” на классной доске “город” из разноцветных домиков в соответствии со своим настроением: красный домик - если настроение в конце урока восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное; синий - неудовлетворительное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности) |
||
Ресурсный материал к уроку
Влияние человека на природу
С развитием науки и техники на природный комплекс все больше и больше стал влиять человек. Человечество обрабатывает и интенсивно использует землю. Из недр Земли извлекаются миллиарды тонн угля, нефти и других полезных ископаемых. В засушливых районах прокладывают каналы и орошают поля, во влажных - осушают болота. Идет активное преобразование человеком природы. Там, где эта деятельность идет вразрез с законами природы, она, природа, жестоко мстит человеку: мелеют реки, образуются овраги, миллионы тонн плодородной земли уносятся пыльными бурями.
За последние 2 тысячи лет с Земли исчезло более 100 видов только млекопитающих животных, более трети из них - за последние полвека. Сейчас стали редкостью носороги, бизоны, индийский лев, большая панда, человекообразная обезьяна, некоторые виды сумчатых животных. Поэтому необходимо было взять под защиту многих животных. Так были созданы заповедники - особо охраняемые территории.
Уже в старину люди начали понимать, что необходимо защищать природу от самих себя. Благодаря мудрости наших предков некоторые земли почти в первозданном виде сохранились до сегодняшних дней. Именно тогда, много столетий назад, люди осознали, что отдельные виды растений и животных, а также неповторимые по красоте и ценности ландшафты могут исчезнуть; и только человек, своевременно и разумно вмешавшись в этот процесс, может остановить их гибель.
За последние 100 лет человек настолько изменил природу планеты, что многие виды растений и животных могут выжить лишь в заповедниках. Специально созданные условия помогли в Беловежской пуще в Белоруссии сохранить зубра, в Бадхызском заповеднике в Туркменистане - кулана, в Сихотэ-Алиньском и Лазоревском заповедниках в Приморье - тигра, пятнистого оленя и горала. Такие редкие птицы, как фламинго, белая цапля, султанка, и такие растения, как лотос, самшит, фисташка, сохранились только благодаря заповедникам.