Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ВОДОЕМОВ
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: убедить в необходимости выполнения правил безопасного поведения у водоемов в разное время года; способствовать формированию умений анализировать ситуации, связанные с выполнением (невыполнением) этих правил; содействовать формированию убеждений о необходимости сохранения и укрепления здоровья, экологически сообразного поведения |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с безопасным поведением у водоема в разное время года; научатся выполнять правила безопасного поведения у водоема |
Метапредметные: регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные - владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Личностные: соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни |
|||
Образовательные ресурсы: карточки для задания “Пословицы”; мерный стаканчик, бумага, цветные карандаши |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной paботе. - Разгадайте ребусы: |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают ребусы. Ответы: - Уфа - Белая - Кама - Волга - Ангара |
Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Вы изучали правила поведения в лесу, на лугу, на болотах. А как вести себя у водоемов, вы знаете? |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную задачу. Анализировать, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Председатель очередного заседания клуба объявляет тему заседания. - Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 90). Как оказались эти предметы на льдинах? Чего не знали ребята, играя на реке зимой, весной? - Почему нельзя стоять на обрывистом берегу реки во время ледохода? - Как поступить, если человек провалился под лед? -Почему нельзя по льду идти? - Какие правила поведения на водоемах вы знаете? - Нужно ли обращать внимание на цвет и запах воды? Вода в водоемах летом иногда “цветет”. На ее поверхности и у берегов появляются хлопья или пучки зеленого цвета, издающие специфический запах. “Цветение” воды вызывают сине-зеленые водоросли. Они так малы, что различимы только в микроскоп. Но в воде их становится так много, что они изменяют ее цвет. Ядовитые вещества, которые образуются в водорослях, отравляют воду, делают ее непригодной для купания и питья. Попадая в организм человека во время купания, такая вода может вызвать кишечные и кожные заболевания. - Обратите внимание на то, что не рекомендуется плавать в тех водоемах, где купают животных. Прочитайте рекомендации Маши и спасателя об играх на воде (с. 92- 93) и выразите свое отношение к этим рекомендациям. - Почему нельзя поднимать ложную тревогу и кричать: “Тону!”, когда этого нет? Это одно из требований, выполнение которого гарантирует как их безопасность, так и других, и не только на воде. - Почему нельзя заплывать далеко, даже если вы хорошо умеете плавать? - Нельзя поднимать ложную тревогу по телефону, сообщая, что в школе заложена бомба. Это отвлекает спасателей от настоящего дела. В это время, может быть, кто-то действительно нуждается в их помощи. - Нельзя в шутку топить друг друга! Иногда достаточно 10 секунд, чтобы легкие человека наполнились водой. - В купании, как и в любом другом деле, надо знать меру. Часто купальщик выходит на берег посиневшим от холода. Такое купание не идет на пользу здоровью, а только вредит ему. В конце беседы председатель заседания клуба предлагает прочитать правило, о котором напомнил спасатель. Это правило приведено в рамке в учебнике (с. 93) |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. Один из учеников рассказывает, что на заседание к ребятам в школу села Мирного был приглашен спасатель Семен Иванович Ерин. Он работает в службе спасения и не понаслышке знает, сколько опасных ситуаций связано с неосторожным поведением школьников у водоемов. - Весной лед на водоемах непрочный. Он трескается, и человек может оказаться или в воде, или на отколовшейся льдине. Правила: • Нельзя стоять на обрывистом берегу реки во время ледохода. Вода подмывает берег, и он может обрушиться в любой момент. Никто не знает, что могло сделать подводное течение в том месте, где вы летом играли с друзьями. • Надо ползком пробираться к пострадавшему, с помощью веревки или палки помочь ему выбраться из воды и так же ползком добраться до берега. • По льду нельзя ходить. Лед тонкий, сила тяжести давит на маленькую поверхность и может проломить лед, а распластавшись, человек занимает большую площадь, и давление на лед уменьшается. Один из заранее подготовленных школьников может передать содержание рассказа Семена Ивановича: • Спасатели очень не любят необустроенные пляжи и советуют купаться только в хорошо знакомых местах. Дело в том, что на дне водоемов могут оказаться куски проволоки, битое стекло, острые камни, затонувшие бревна. Все эти предметы становятся причиной тяжелых травм и увечий. • Купаться можно только в разрешенных местах. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на цвет и запах воды. Если цвет и запах ее не такой, как обычно, купаться ни в коем случае нельзя! • Нельзя поднимать ложную тревогу о спасении. Может, кому-то действительно нужна помощь, а все подумают, что человек шутит. • Нельзя заплывать далеко, может судорогой свести ногу; можно испугаться чего-нибудь и от страха начать тонуть |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 44). - Рассмотрите знаки безопасного поведения на льду и на воде. Объясните, что они обозначают. Подпишите правильно цифры |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Записывают напротив каждого знака безопасности на воде его смысловое значение (название) |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. -Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 90-93) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? -Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Составьте памятку “Безопасное поведение у водоемов в различное время года”. - Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик и синий - если некоторые вопросы вызвали затруднения |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Составляют памятку “Безопасное поведение у водоемов в различное время года”. - Сегодня на уроке мы... |
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности |