ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о ленте времени; объяснить понятия “месяц”, “год”, “век”, основные события; учить ориентироваться по ленте времени; повторить основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля (сосновый, дубовый, белокаменный, красно-каменный) с XII по XV век

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятиями “месяц”, “год”, “век”; основными событиями, связанными с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; получат представление о ленте времени; научатся ориентироваться по ленте времени

Метапредметные:

регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач

Образовательные ресурсы: бумага, цветные карандаши, карточки с названием времен года

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• Пришел вол –

Весь народ умолк,

Ясен сокол прилетел -

Весь народ повеселел. (Ночь и день.)

• Вышел старик-годовик,

Махнул рукавом,

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла,

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое крыло с одной стороны черное,

А с другой — белое.

(Год, месяцы, недели, ночи, дни.)

• Двенадцать братьев Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы.)

• Стоит дом в двенадцать окон,

В каждом окне по четыре девицы,

У каждой девицы по семи веретен,

У каждого веретена разное имя.

(Год, месяцы, дни, ночь, день.)

• Ежегодно приходит к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадки.

Составляют ребусы про весенние месяцы года: апрель, март, май.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

• Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадку: время.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Что такое год?

- Что такое век?

- Что такое тысячелетие?

- Для того чтобы не потеряться в бесконечном времени, люди выбирают в прошлом событие, которое становится точкой отсчета. Это событие называется эра. От него отсчитывают дни, годы, века в одну и другую сторону.

- Для того чтобы наглядно представить себе последовательность времени, можно использовать ленту времени.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 104). Что изображено на рисунке?

- Как расположены месяцы?

- Как вы это определили?

- Рассмотрите ленту времени в учебнике (с. 106). Это изменения Московского Кремля, которые происходили с XII по XV век.

- Откройте первый форзац учебника по математике и еще раз познакомьтесь с таблицей веков.

- Век - это 100 лет. В таблице века обозначают римскими цифрами, а года - арабскими. Когда начался XXI век и когда он закончится? До этого был XX век, который длился с 1901 по 2000 год.

- Рассмотрите ленту времени, на которой показаны события, связанные с изменением облика Московского Кремля. Сначала Кремль был сложен из сосновых бревен. Затем построили новые стены из крепких дубовых бревен. Деревянные стены заменили белокаменными, а позже был выстроен кирпичный Кремль.

- В каком веке Московский Кремль был деревянным, или, иначе говоря, первое упоминание о Москве?

- В каком веке стены Московского Кремля стали бело-' каменными?

- Как изменился облик Московского Кремля в XV веке?

Проводит динамическую паузу в виде игры. Предлагает ученикам встать возле парт. Называет какой-либо месяц года, а ученикам нужно назвать следующие за ним месяцы

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Год - это отрезок времени в 12 месяцев.

- Век - это отрезок времени в 100 лет.

- Тысячелетие - это отрезок времени в 1000 лет.

Рассматривают рисунок ленты времени и отмечают, что схема условно разделена на временные отрезки - 4 времени года. В свою очередь, каждый отрезок разделен на три части. Из этой ленты времени сразу видно, какое время года за каким следует и сколько месяцев длится каждый сезон.

- Календарь месяцев - год.

- Месяцы расположены по сезонам года. Каждый сезон обозначен своим цветом, и у него свои месяцы.

Работа в парах. Используя таблицу учебника математики, один из учеников по ленте времени говорит, в каком веке происходили эти изменения Кремля. А его сосед вспоминает имена великих князей, с которыми связаны эти события.

Затем одна из пар предлагает свой вариант ответа классу.

- В XII веке Московский Кремль был деревянным.

- В XIV веке стены Московского Кремля стали белокаменными.

- В XV веке построили новый из красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас.

Выполняют динамическую паузу: стоят около парт. После того как учитель назовет месяц года, называют все следующие за ним месяцы и делают зарядку

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Расположите в нужной последовательности единицы времени: день, век, месяц, неделя, сутки, час, год, эра.

- Нарисуйте ленту времени, чтоб на ней поместился 21 квадратик, что соответствует векам нашей истории. Поставьте 0 в том месте, где начинается наша эра (см. ресурсный материал к уроку).

- Запишите, в каком веке произошли эти события:

• Куликовская битва - 1380 г.

• Основание Москвы - 1147 г.

• Открытие Америки - 1492 г.

• Принятие христианства на Руси - 988 г.

• Изобретение первой машины в России - 1763 г.

- Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже года:

1850 г.-...     1700 г.-...

1240 г.-...     2005 г.-...

5 г.-...     1120 г.-...

86 г.-...     1961 г.-...

1399 г.-...     1599 г.-...

- Нарисуйте свою ленту времени. Отметьте на ней наиболее запоминающиеся события и назовите их соседу по парте.

- Ответьте на вопросы в учебнике (с. 107).

Организует самостоятельную работу в тетради № 2 (задание 50)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Записывают последовательность:

Час - день - сутки - неделя - месяц - год — век - эра.

Записывают ответы:

- Куликовская битва - XIV в.

- Основание Москвы -XII в.

- Открытие Америки - XVв.

- Принятие христианства на Руси -X в.

- Изобретение первой машины в России - XVIII в.

Указывают век:

1850 г. - XIXв.     1700 г. - XVIII в.

1240 г. - XIII в.    2005 г. - XXI в.

5 г. - I в.      1120 г. - XII в.

86 г. - I в.      1961 г. - XX в.

1399 г. - XIV в.     1599 г. - XVI в.

Выполняют работу в тетради

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 103-107)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке? Какой сейчас год? А какой месяц? Сколько месяцев составляют год? А сколько в году времен года? Сколько месяцев составляют каждое время года?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Год составляют 12 месяцев. Каждый год природа России переживает 4 сезона - 4 времени года: зиму, весну, лето, осень. Каждый сезон длится 3 месяца.

- Наглядно представить себе последовательность смены времен года и месяцев, которые их составляют, помогает рисунок ленты времени сезонов года в учебнике (с. 106).

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием







Ресурсный материал к уроку

Лента времени

0









988 г.


1147 г.


1380 г.

1492 г.


1763 г.




I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

XXI






Для любых предложений по сайту: [email protected]