ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о природном сообществе; познакомить с многообразием представителей растительного и животного мира леса и возможностью их совместного обитания; способствовать формированию умений видеть и раскрывать связи между обитателями леса; повторить материал о растениях и животных леса; расширить знания обучающихся о лесе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с многообразием растительного и животного мира леса и их взаимодействием; понятиями “тайга”, “лишайники”, “природное сообщество”; получат представление о природном сообществе;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания в природном сообществе “Лес”

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста;

коммуникативные - работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле

Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам

Образовательные ресурсы: таблицы (иллюстрации) “Лиственный лес”, “Хвойный лес”, “Смешанный лес”, “Обитатели леса”; учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Отгадайте загадки:

• Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

• Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой? (Лес.)

- Что такое лес?

- Расскажите о растениях и животных леса, о которых вы знаете из наблюдений, книг, телепередач.

- Есть ли в родном крае лес и какой это лес - тайга, смешанный лес или лиственный?

- Чем отличаются эти леса? Прочитайте об этом в словарике в конце учебника

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Отгадывают загадки.

По собственным наблюдениям определяют вид леса в родном крае, называют растения и животных, которые встречаются в лесу родного края.

- Тайга - это северные леса, в которых преобладают хвойные деревья — ель, пихта, сосна, лиственница, редко в тайге встречаются березы, осины, ольха.

- Смешанный лес - это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья.

- Лиственный лес - это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели, лиственницы

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Какие виды лесов вы знаете?

- Назовите представителей лиственного леса.

- Назовите деревья хвойного леса.

- Какой лес называют смешанным?

- Какие еще растения растут в лесу?

- Какие вы знаете кустарники леса?

- Какие травянистые растения леса вы знаете?

- Кроме растений в лесу живут различные животные. Назовите их.

- В течение веков, а порой и тысячелетий деревья, травы и кустарники приспосабливались к окружающей среде, животным и друг к другу. В нелегкой борьбе за выживание образовались растительные сообщества - своеобразные “зеленые государства”. Каждый вид растений занимает в них строго отведенное для него место, чтобы все вместе наилучшим образом могли использовать свет, тепло, влагу и питательные вещества из среды обитания.

Яркий пример растительного сообщества - лиственный лес. В нем, как и в большинстве других сообществ, растения образуют несколько “зеленых” этажей -ярусов. Самый верхний - высотой 20-30 м, а иногда и более - занимают самые светолюбивые растения. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель. Их могучие кроны смыкаются друг с другом и получают основную часть солнечных лучей.

Низкорослые деревья - рябина, черемуха, ива - растут под пологом высоких. Они довольствуются солнечным светом, проникающим сквозь кроны высоких деревьев. Еще ниже, в двойной тени, располагается третий ярус. Это теневыносливые травянистые растения с крупными листьями: медуница, колокольчики, ландыши. Они способны выжить в лесном полумраке с редкими солнечными бликами. Самые неприхотливые - мхи и лишайники - стелются по земле и образуют четвертый ярус.

- Рассмотрите на рисунках деревья (с. 44 учебника).

- Наземные ярусы - этажи растительного сообщества - как бы имеют зеркальное отражение под землей. У самых высоких деревьев наиболее длинные корни, образующие самый нижний подземный ярус. Выше располагаются корни кустарников, а у поверхности - корни трав.

В мире растений постоянно идет “борьба за власть”.

- Что же еще помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу?

Лес нередко называют “царством деревьев”. Но это не совсем верно. Деревья - очень важная, но не единственная часть леса. Лес невозможно представить без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников, грибов. Все эти живые организмы - неотъемлемая часть леса. Всем им для жизни нужен свет, вода, воздух, питательные вещества. Однако все они приспособились жить рядом, сообща, не мешать друг другу. Как им это удается?

- Какой можно сделать вывод?

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Лиственные, хвойные, смешанные.

- Представители лиственного леса: дуб, береза, осина, рябина.

- Деревья хвойного леса: ель, сосна.

- Смешанным называют лес, в котором растут и лиственные, и хвойные деревья.

- В лесу, кроме деревьев, растут кустарники и травы.

- Кустарники леса: орешник, шиповник, малина, можжевельник.

- Травянистые растения леса: мох, кислица, дягиль, ландыш.

- В лесу живут: белка, лиса, заяц, медведь, лось, дятел, сова, филин.

- Все обитатели леса - животные и растения - связаны между собой в цепи питания.

- Растения дают возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют растения для постройки гнезд. Одни животные распространяют семена и плоды растений, другие рыхлят почву, что способствует поступлению воды и воздуха к корням растений. Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли.

Вывод: растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Рассмотрите на рисунке лес (учебник, ч. 2, с. 46). Расскажите о растениях и животных, которые живут в каждом ярусе.

- Зависит ли питание животного от места его проживания в лесу?

- Кто занимает верхний этаж нашего дуба?

- Какие птицы там обитают?

- Кто расположился во втором ярусе?

- Кто питается листьями деревьев, кустарниками и травой?

- Кто обитает в траве?

- Кто обитает в почве?

Организует работу в тетради № 2 (задание 19, с. 16-17).

- Дополните цепи питания недостающими звеньями

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- Место проживания зависит от питания и особенностей укрытия.

- Верхний этаж дуба занимают насекомые и птицы, которые питаются насекомыми.

- Там обитают зяблики, дятлы, ястребы, совы, филины, соколы.

- Во втором ярусе на кустарниках кормятся снегири, синицы, дрозды, белки, бурундуки.

- Лоси, кабаны, зайцы питаются листьями деревьев, кустарниками и травой.

- Грызуны, ежи обитают в траве.

- Кроты, землеройки, дождевые черви обитают в почве.

Задание 19: рассматривают рисунок леса в учебнике (ч. 2, с. 46) и сравнивают его с незаконченным рисунком в своей тетради, дополняют его рисунками животных, проживающих на разных ярусах, и раскрашивают их.

Самостоятельно выполняют задание 18

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

V. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 43-49), рассказ в хрестоматии “Кто в лесу живет на дереве, а кто - под деревом?” (с. 85-96). Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Сообщение должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные и какие у них враги. Составить цепи питания в дубовом лесу

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

VI. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке?

- Почему лес называют “многоэтажным домом”?

- Каких лесных жителей вы знаете? Расскажите о них.

- Сколько ярусов в смешанном лесу?

- Какие растения располагаются в каждом ярусе?

- Какие растения нельзя отнести ни к какому ярусу в лесу?

- У каких деревьев и кустарников в смешанном лесу подрост за всю свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Ярусность в лесу помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу. Корни растений тоже располагаются ярусами и не мешают друг другу. Глубже всего находятся корни самых высоких деревьев, выше – корни кустарников, еще ближе к поверхности - корни травянистых растений.

- У ели, пихты, кедра, рябины, черемухи, крушины, калины в смешанном лесу подрост за всю свою жизнь так и не сможет подняться выше третьего или второго яруса.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку






Для любых предложений по сайту: [email protected]