Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОЧВА»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
||||||||||||
Педагогические задачи: систематизировать и обобщить знания по изученной теме |
||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||
Предметные: научатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, обсуждать проблему |
Метапредметные: регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: проявлять эмоционально-нравственную отзывчивость, бережное отношение к природе; осознавать личную ответственность за свои поступки |
||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||||||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует работу по карточкам. - Перед вами 6 вопросов. Вы читаете их и на листочках записываете ответ. - Затем поменяйтесь листочками, и мы все ваши ответы проверим. 1. Как называется верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью? 2. Выберите и подчеркните, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло. 3. Назовите основное свойство почвы. 4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? 5. Как называются остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве? 6. Как люди называют почву? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Выполняют задания на карточках. Осуществляют взаимопроверку. Ключ: 1. Почва. 2. Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли. 3. Плодородие. 4. Растения. 5. Перегной. 6. Кормилица, кладовая |
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
|||||||||
III. Сообщение темы урока. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Давайте вспомним состав почвы с помощью загадок. По ходу заполните схему в рабочем листе. • Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) • Мною можно умываться, Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну, конечно, я... (вода). • Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) • Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина.) - Какие еще важные компоненты почвы мы не назвали? - Какой слой самый плодородный? - Что получают растения из почв? - На что это влияет? - Какой вывод можем сделать? - Может ли хорошая почва “испортиться”? - По каким причинам? - Из чего же почва образуется? - Кто участвует в образовании почвы? - Что же входит в структуру почвы? |
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадки. Заполняют схему: - Минеральные соли, перегной. - Самый плодородный слой - перегной. - Растения из почвы получают воздух, питательные вещества. - Это влияет на урожайность. Вывод: чем выше плодородность почвы, тем выше урожайность. - Хорошая почва может испортиться. - По причинам: нерациональное использование почвы, загрязнение, строительство. - Почва образуется из остатков старой травы, листьев, останков животных. - В образовании почвы участвуют микроорганизмы |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге |
|||||||||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Проводит тест “Почва. Её состав и свойства”. - Выберите верный ответ. Прочитайте ключевое слово. 1. Какая главная часть почвы? а) Воздух; с) перегной; я) глины. 2. Что используют растения для питания? б) Перегной; т) микробы; в) соли. 3. Как называется наука, которая изучает живую природу? к) Ботаника; о) биология; е) зоология. 4. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? и) Песок; й) перегной; д) глина. 5. К какой природе можно отнести почву? ж) К живой природе; н) к неживой природе. с) неживая и живая в почве соединяются. 6. Слой земли, на котором растут растения: т) почва; з) песок; м) глина. 7. Вещество, повышающее плодородие почвы: ф) воздух; в) перегной; щ) соли. 8. Одна из составных частей почвы: х) камень; о) песок; п) гранит. - Какое слово у вас получилось? Назовите основное свойство почвы |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Выписывают те буквы пунктов, после которых написан правильный ответ. Проверка теста: |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||
с |
в |
о |
й |
с |
т |
в |
о |
|||||
- Основное свойство почвы - плодородие. Для повышения плодородия почвы её необходимо умеренно удобрять, правильно обрабатывать |
||||||||||||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Сочинить сказку “Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность” |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебную задачу |
|||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - 500 млн лет назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека. Как вы думаете, была тогда почва? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Объясните смысл пословицы: “Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить”. - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня я узнал... - У меня получилось ... - Было интересно... - Я смог... - Было трудно... - Я попробую... - Я выполнял задания... - Меня удивило... - Я понял, что... - Урок дал мне для жизни... - Теперь я могу... - Мне захотелось... - Я приобрел... - Я почувствовал, что... - Я научился... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость |