ЛУГ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ЛУГ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с понятием “природное сообщество” на примере нового природного сообщества - луга; рассказать о многообразии представителей растительного и животного мира луга; объяснить возможность их совместного обитания; способствовать развитию умений раскрывать связи между обитателями луга, работать с различными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с природным сообществом “Луг”, многообразием растительного и животного мира луга и их взаимодействием; научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания в природном сообществе “Луг”

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий;

познавательные - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок);

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: видеть красоту природы и искусства

Образовательные ресурсы: иллюстрации “Растения и животные луга”, гербарий травянистых растений луга

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите кроссворд “Животные леса” и прочитайте ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. На свинью похож, а в лесу живет.

2. Всю зиму спит,

Весной на пасеку спешит.

3. В птичник повадится - жди беды:

Рыжим хвостом заметает следы.

4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.

5. Посреди поля белый клубок катается.

Проводит графический диктант (см. ресурсный материал к уроку).

- Какие цепи питания существуют в дубовом лесу?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают кроссворд и рассказывают о лесных животных. Если правильно отгадали все загадки, то в выделенных клетках по вертикали читают слово: белка.

Выполняют графический диктант.

Составляют цепи питания в дубовом лесу:

Кора дуба → короед → кукушка

Листья дуба → гусеница → кукушка

Желуди дуба → белка → орел

Желуди дуба → сойка → орел

Желуди дуба → кабан → волк

Желуди дуба → мышь → лиса

Желуди дуба → мышь → змея

Желуди дуба → мышь → сова

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

• Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит. (Луг.)

• Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

И желт, и синь, и ал! (Луг.)

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадки.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ.

Обсуждение (возможно в парах, группах).

Формулирование вариантов выводов.

Обобщение

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Как вы себе представляете луг? Где вы видели луга? Что можно сказать о красоте луга?

- Луг - это местность, на которой растут только травянистые растения. Луга часто располагаются по берегам рек, озер.

- Рассмотрим план местности села Мирное.

- Около реки Татьянки расположены луга. Они бывают заливные и суходольные. Заливные луга весной заливаются весенними водами, потому так и называются. Суходольные же получают влагу от выпадающих осадков.

- Чем отличается луг от леса?

- Рассмотрим внимательно растения луга. Как они растут? Как травянистые растения луга приспособились уживаться рядом друг с другом?

Демонстрирует обучающимся гербарные экземпляры этих растений и показывает их на рисунках.

- Какие растения расположились в верхнем ярусе?

- Почему на лугу не растут деревья?

- Второй ярус занимают клевер и мятник. Обратите внимание, что стебли этих растений значительно ниже стеблей растений первого яруса. Клевер и мятлик могут расти и развиваться в тени.

- Какие растения растут в третьем ярусе?

- Весной луга покрываются зеленым ковром, летом этот ковер раскрашивается яркими цветами. Как же уживаются растения друг с другом?

Организует работу в парах.

- Богат и животный мир лугов. В основном это мелкие животные, так как крупным здесь очень трудно спрятаться, нет деревьев и кустарников. Рассмотрите рисунок в учебнике. Расскажите соседу по парте, каких животных можно встретить на лугу.

- Почему на лугу крупные животные не живут?

- Какие именно животные обитают на лугах, чем они питаются?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- На лугу растут только травянистые растения, а в лесу - деревья, кустарники и травы.

- Растения луга растут так же ярусами, как и деревья в лесу.

- В верхнем ярусе расположились светолюбивые растения с высокими стеблями: василек, колокольчик, тысячелистник.

- На лугу не растут деревья, потому что в верхнем слое луговой почвы густо переплетены корни многочисленных травянистых растений, которые не дают развиваться проросткам деревьев и кустарников.

- В третьем ярусе растут мхи. Как и в лесу, растения луга различаются по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести весной, другие цветут в середине лета. Это тоже помогает растениям приспособиться к совместному обитанию в сообществе.

- Растения луга различаются по времени своего цветения. Одни цветут весной, другие - в середине лета.

Работа в паре.

- На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться. Поэтому на лугах они не живут. Зато там много мелких животных — насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц.

- На лугу, как и в лесу, совместно обитают разнообразные живые существа. Они тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Поэтому луг называют природным сообществом

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Рассмотрите рисунок в учебнике (ч. 2, с. 52). Какие животные обитают на лугу?

- Перепелок называют луговыми курочками. Они взлетают очень редко, в основном бегают по земле. Увидеть их трудно.

- Скрываются в траве многочисленные мыши, которые являются пищей для хищных луговых птиц - канюка, пустельги. Кто живет в луговой почве?

- Почему луг тоже называют природным сообществом?

- Какие можно составить цепи питания, образующиеся на лугу?

- Сколько ярусов на лугу?

- Какие растения луга вы знаете? Отгадайте загадки (см. ресурсный материал к уроку).

- Какие животные встречаются на лугу?

- Какие насекомые живут на лугу?

Организует работу в тетради № 2 (задания 20, 21, с. 18).

- Составьте цепи питания, которые образуются на лугу

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- С цветка на цветок порхают бабочки. Обилие цветов дает пищу - нектар — пчелам, шмелям. В траве прячутся жуки, муравьи, кузнечики. Обилие насекомых дает пищу для лягушек и ящериц, а также для луговых птиц: перепелов, трясогузок, коростелей.

- В луговой почве живут муравьи, черви, почвенные микробы.

- Все обитатели луга: растения, животные, грибы, бактерии - тесно связаны между собой и зависят друг от друга.

- Растение → кузнечик → ящерица;

насекомое → перепел → канюк.

- На лугу три яруса.

Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы.

Рассматривают рисунок расположения растений луга по ярусам в учебнике (ч. 2, с. 51). Выделяют ярусность растительного мира трав. Пишут названия растений каждого яруса.

Составляют схему:

Составляют цепи питания на лугу:

Трава → гусеницы → птицы

Цветы → бабочки → птицы

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату.

Планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

— Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 50-54)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие растения встречаются на лугу?

- Каких насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих животных можно встретить на лугу?

- Как связаны между собой организмы в сообществах?

- Как животные луга приспособились к жизни на лугу?

- Почему на лугах растут травянистые растения, а деревья и кустарники встречаются очень редко?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Луг - это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Они приспособлены к жизни в хорошо увлажненных местах вдоль больших и малых рек, на окраинах лесов и лесных опушках, по краям болот.

- На лугу растут тимофеевка, василек луговой, колокольчик, клевер, мятлик, щавель, тмин, лядвенец рогатый, ромашка лекарственная, нивяник.

- Насекомые - бабочки, кузнечики, жуки, муравьи, кобылки, медведка (в почве); земноводные - жабы; пресмыкающиеся-ящерицы; птицы - трясогузка, перепел, коростель, канюк, пустельга, лунь; млекопитающие - мыши, полевки, крот (в почве).

- Главные связи - пищевые. Но кроме этого, растения помогают животным укрываться от врагов. Животные помогают расселению плодов и семян растений.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи)







Ресурсный материал к уроку

Графический диктант

- Если высказывание верно, поставьте знак “+”. Если высказывание неверно, поставьте знак “-”.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями.

2. Средний ярус - это мхи и лишайники.

3. На дереве обитают кроты и землеройки.

4. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.

5. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу.

6. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

7. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания.

8. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.

Взаимопроверка по таблице:

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

-

+

-

-

+

-

Загадки

Растения

• Во лугах сестрички –

Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

• Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет! (Колокольчик.)

• Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых.

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Завари - и будет чай.

Что за травка, отгадай! (Душица.)

• Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Насекомые

• Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)

• Прыгает пружинка - зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик.)

• Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)

• Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы.)

• Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]