Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ». ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
|||||
Педагогические задачи: конкретизировать и обобщить знания по изученной теме |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли; научатся проводить исследовательскую работу, охранять водные богатства |
Метапредметные: регулятивные - контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
|||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте явления природы: • Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга.) • Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадется – Обнимает и дерется. (Ветер.) • Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман.) • Пыль с дороги захватил, А потом, набравшись сил, Завертелся, закружился И столбом до неба взвился. (Смерч.) • Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. (Гроза.) • Не колючий, светло-синий, По кустам развешан... (иней). • Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, солнышко застлала. (Облако.) • Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.) • Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти. (Радуга.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. Заранее подготовленные ученики сообщают интересные факты о радуге: - Чаще всего радуга возникает утром и вечером. Свет, отраженный от определенных дождевых капель, отражается от других капель с совершенно разного угла для каждого из нас. Это создает и разный образ радуги. Поскольку два человека не могут находиться в одном и том же месте, они не могут видеть одну и ту же радугу. Более того, даже каждый наш глаз видит разную радугу. Когда мы смотрим на радугу, кажется, будто она передвигается вместе с нами. Это происходит потому, что свет, который ее формирует, проделывает это с определенного расстояния и угла для наблюдателя. И это расстояние всегда останется между нами и радугой. Многие из нас помнят стишок, который позволяет запомнить 7 классических цветов радуги: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Каждый - красный; охотник - оранжевый; желает - желтый; знать — зеленый; где — голубой; сидит — синий; фазан — фиолетовый. Однако на самом деле радуга состоит из более чем миллиона цветов, включая цвета, которые человеческий глаз не может увидеть. Мы можем увидеть больше одной радуги, если свет отражается внутри капли и разделяется на составляющие цвета. Двойная радуга появляется, когда это происходит внутри капли дважды, тройная — когда трижды и так далее. При четверной радуге каждый раз, когда отражается луч, свет, а соответственно и радуга, становится бледнее, и потому последние две радуги видны очень слабо |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||
III. Сообщение темы урока. Обобщение изученного материала |
Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. Обеспечивает контроль за выполнением задания. - Нарисуйте плакат (листовку) “Берегите воду”. - Вспомните свойства воды. Перечислите свойства воды. - В каком состоянии может находиться вода? Что происходит с водой на полях, в лесах, болотах, речках и озерах? - Что происходит с паром в небе? - Какие объекты и явления природы принимают участие в круговороте воды? - Почему родниковая вода чистая? - Что происходит с телами при нагревании? - Что происходит с телами при охлаждении? - Когда вода может быть стеклянной? Проводит тест по теме урока: 1. В каких трёх состояниях вода находится в природе? 2. Что происходит с водой при нагревании? а) Вода сжимается при нагревании; б) вода расширяется при нагревании; в) изменений с водой при нагревании не происходит. 3. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы? а) За счёт того, что вода, превращаясь в лёд, расширяется; б) за счёт того, что вода, превращаясь в лёд, сжимается; в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано. 4. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? а) Вода с поверхности испарилась; б) вода впиталась в поверхность пола; в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. 5. Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?) а) Облако → капелька воды → поверхность океанов, морей, рек и суши → испарение воды → водяной пар → облако; б) облако → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → водяной пар → облако; в) облако → водяной пар → поверхность океанов, морей, рек и суши → капелька воды → облако. 6. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего? а) Крахмал; б) воду; в) соль. 7. Какая вода нужна людям? а) Прозрачная; б) бесцветная; в) чистая. 8. От чего загрязняется вода в реках и озерах? а) От использования воды в быту; б) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм; в) от использования воды на производстве. 9. Что используют на заводах и фабриках для очистки воды? а) Фильтры; б) пластиковые трубы; в) кислоты |
Обсуждают, формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Вода без цвета, вкуса и запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, удерживает тепло. - Вода может находиться в жидком, твердом, газообразном состоянии. Вода в виде пара поднимается вверх. - Высоко над землей пар охлаждается, и из него образуются облака и тучи. - Облака, ветер, дождь, ледники принимают участие в круговороте воды. - Родниковая вода чистая, так как она проходит сквозь толстый слой песка и очищается. - Тела при нагревании расширяются. - Тела при охлаждении сжимаются. - Вода может быть стеклянной, когда замерзнет. Отвечают на вопросы теста (выбирают верный ответ). 1. В жидком, газообразном, твердом. 2 - б. 3 - а. 4 - а. 5 - а. 6 - б. 7 - в. 8 - а, б, в. 9 - а |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивости. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Ответить на вопросы учебника (с. 95) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
V. Итог урока. Рефлексия |
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Скажите, о каком явлении говорится в строчках этого стихотворения: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает - и снова в поход! - Что происходит с водой под действием солнечных лучей? - Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью? - Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок? - Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вода совершает круговорот. Прием “Телеграмма”.После завершения урока каждый ученик заполняет бланк телеграммы по инструкции: “Что вы думаете о прошедшем уроке? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите об этом короткое послание-телеграмму из 11 слов. Важно узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе”. - Сегодня на уроке мы... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку |