Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ОКЕАН, КОТОРОГО НЕТ НА КАРТЕ И ГЛОБУСЕ
Тип урока: освоение нового материала |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представления о воздушном океане Земли - атмосфере; способствовать формированию умений проводить опыты; показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде; содействовать развитию умений учебного сотрудничества, анализа, аргументации собственной точки зрения |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха; научатся проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя); коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: видеть красоту природы и искусства |
|||
Образовательные ресурсы: мелкие кусочки бумаги, газеты, стаканы с водой, комочек почвы или кусочки кирпича, сухари, мел |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. (Небо.) • Искры небо прожигают, А до нас не долетают. (Метеориты.) • Уж не солнце ль виновато, Что висит на небе вата? (Облака.) • Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) • По небу ходит маляр без кистей. Краской коричневой красит людей. (Солнце.) |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки. Составляют кроссворд “Осадки”: Ответы: 1. Гроза. 2. Небо. 3. Молния. 4. Туча. 5. Капля. 6. Дождь |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса. - Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 96). Предположите, о каком океане пойдет речь на уроке. - Урок посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. Атмосфера - это “шестой голубой океан” планеты. Дно этого воздушного океана - сама Земля. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Рассмотрите рисунок заставки (с. 96) и скажите, о каком океане будем говорить на уроке. - Какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода пяти океанов Земли, но и облака в ее атмосфере. - Это воздушный “океан”, окружающий планету Земля. - Сегодня на уроке мы... Рассказывают о значении воздушного океана для дыхания живых организмов. - Атмосфера защищает планету от губительного излучения Солнца и холода космического пространства (об этом шла речь в рассказе из хрестоматии 2 класса “Зачем Земле “воздушное покрывало"?”) |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику. Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ. Обсуждение (возможно в парах, группах). Формулирование вариантов выводов. Обобщение |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Земля окружена оболочкой из воздуха толщиной в несколько сотен километров. Мы живем как бы на дне этого гигантского воздушного океана. У этого океана нет берегов, он окружает весь земной шар. Смесь азота, кислорода, углекислого газа и некоторых других газов, а также водяного пара и пыли - все это и образует воздух, без которого жизнь на Земле не могла бы существовать. - Прочитайте текст в учебнике (с. 97). Обратите внимание на то, что слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло, удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до такой температуры, при которой все живое гибнет. - На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеориты (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час. Вы знаете, что если потереть сильно ладони рук друг о друга, то они разогреются. Если потереть руку о ковер, она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит и с камнями во время полета в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли. Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удается пробить “броню” Земли и достичь ее поверхности. Камни, упавшие на Землю, называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождем. Воздух относится к неживой природе Земли, но без него жизнь невозможна. Воздух всегда находится вокруг нас. Он заполняет все пустоты в земле, проникает в щели и трещины. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде. Почему же мы не видим воздух? - Если воздух прозрачен, бесцветен, невидим, то откуда мы знаем, что он существует? - Воздух вокруг нас. Он заполняет все пустоты в земле - пещеры, ямы, содержится в почве, живых организмах, воде. Проведем опыты и убедимся, что воздух есть везде. Опыт 1. - Положите кусочки бумаги на стол. Взмахните тетрадью. Что произошло? - Почему так произошло? Проводит игру. - Возьмите кусочек бумаги и с помощью тетради, создавая “ветер”, продержите кусочек бумаги в воздухе. Выигрывает тот, у кого это получится дольше всех. Опыт 2. - На столах у вас стоят стаканы с водой. Возьмите кусочек почвы, кирпича, сухаря и поместите их в стаканы. Что вы наблюдаете? - Откуда они появились? Опыт 3. - Нальем холодную воду в стакан. Поставим в теплое место и посмотрим, что произойдет. - Почему они появились? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Заранее подготовленные ученики рассказывают дополнительные сведения: - Воздух прозрачен, и мы не видим, не замечаем его, но он постоянно напоминает нам о себе. Из воздуха мы получаем необходимый для жизни кислород. В сутки человеку нужно около 11 тысяч литров воздуха. Но воздух необходим нам не только для дыхания. Воздушная оболочка предохраняет Землю от смертоносных космических лучей и от бесконечного множества метеорных тел. - Наша планета находится на том же расстоянии от Солнца, что и Луна, но поверхность Земли благодаря воздушной оболочке никогда не остывает и не нагревается так сильно, как Луна. - Днем толща воздуха рассеивает солнечные лучи, и Земля поэтому нагревается гораздо слабее. А ночью, когда Солнце скрывается за горизонтом, атмосфера не дает Земле быстро охладиться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Воздушный океан - одежда Земли, прозрачная, невидимая, но довольно надежная. Атмосфера защищает Землю от метеоритов. - У Меркурия и Луны нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода. Днем на Меркурии поверхность раскаляется до +420 °С, с приходом ночи охлаждается до -180 °С. Поверхность Луны, освещенная Солнцем, нагревается до +130 °С, а ночью остывает до -180 °С. - Воздух бесцветный и прозрачный. - Воздух можно обнаружить, если двигаться быстро. Например, воздух можно почувствовать кожей, если поднести ладонь к открытой форточке, к клапану надутой камеры. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Кусочки бумаги разлетелись. - Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути легкие предметы. - От предметов начинают подниматься мелкие пузырьки. - Вода вытесняет воздух из всех щелей и отверстий предмета, и воздух в виде пузырьков стремится к поверхности воды. - На стенках стакана появились маленькие пузырьки воздуха. - Воздух растворен в воде |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. Включение будущего нового материала |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. Организует самостоятельную работу в тетради (задание 50). Просит обучающихся самостоятельно сделать выводы. - Из опытов мы узнали, что вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щелки в предметах. Воздух находится не только в твердых телах, но и в воде. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни опускались в шахту, - повсюду есть воздух. Весь земной шар окружен слоем воздуха, толщина которого около 1000 км. - Ответьте на вопросы в учебнике (с. 99). - Маша попросила Мишу убрать со стола пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй - молоком, а третий - воздухом. Прав ли Миша? - Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему? - Как доказать, что в кусочке хлеба есть воздух? - Какое значение для Земли имеет ее атмосфера? - Какие наблюдения позволяют вам сделать вывод, что в воде есть воздух? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые кажутся нам пустыми, на самом деле заполнены воздухом. - В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном. Воздух плохо проводит тепло. Потому рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания. - Чтобы доказать, что в кусочке сухого хлеба есть воздух, хлеб надо опустить в сосуд с водой, как это делали с кусочками кирпича и мела. Из кусочка хлеба будут выходить пузырьки воздуха, которые вытесняет из отверстий вода |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
VI, Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 96-99) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Что такое атмосфера? - Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты? - Как можно обнаружить воздух, который окружает нас? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Атмосфера - воздушная оболочка Земли. - Сегодня я узнал... - Было интересно... - Было трудно... - Я выполнял задания... - Я понял, что... - Теперь я могу... |
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием |