ПОЧЕМУ ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ПОЧЕМУ ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: повторить материал о значении воды в жизни человека; создать условия для знакомства со способами очистки воды от морской соли; рассказать, почему и как надо беречь воду

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся со значением воды в жизни человека, способами очистки воды от морской соли, понятием “пресная вода”;

научатся охранять водные богатства

Метапредметные:

регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания;

коммуникативные - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы)

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы: карта полушарий

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит игру “Да - нет”:

1. Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. (Да.)

2. Вода превращается в лед при температуре +10 градусов. (Нет.)

3. Лед и снег - вода в твердом состоянии. (Да.)

4. При превращении в лед вода сжимается. (Нет.)

5. Водяной пар - вода в газообразном состоянии. (Да.)

6. Вода имеет запах и цвет. (Нет.)

7. В природе постоянно происходит круговорот воды. (Да.)

8. Вода входит в состав любого живого организма. (Да.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Заранее подготовленный ученик читает текст:

“Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая в чреве Земли”.

- Эти слова принадлежат известному французскому летчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в Сахаре. Взяты эти слова из его книги “Земля людей”

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает — и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьется,

Дождями вернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь...

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо-вода. (И. Рыжова.)

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Что произошло бы в природе, если бы в ней совсем исчезла вода?

- Сколько дней может прожить человек без воды?

- Для чего нужна вода человеку?

- По воде человек передвигается, вода приводит в движение машины, она нужна фабрикам, заводам.

- Сколько воды в природе?

- Какой воды больше на Земле?

- В каких водоемах пресная вода?

- Из какой воды состоят льды Арктики и Антарктики?

- Можно ли пить воду морей и океанов?

- Как растворяется соль в воде?

- Можно ли сделать соленую воду опять пресной?

- Соли в Мировом океане столько, что если ее всю извлечь и равномерно распределить на суше, то это будет слой толщиной около 150 м, а на каждый квадратный метр придется по 330 тонн соли. Люди научились очищать воду от морской соли. Делается это очень просто - в специальных опреснительных установках вода выпаривается, а пар, охлаждаясь, снова становится водой, но уже без соли. Все, что было растворено в морской воде, остается в виде твердых осадков. Такие установки потребляют очень много энергии и оправдывают себя только в тех местах, где совсем нет пресной воды.

- Почему говорят, что на Земле остается все меньше и меньше чистой пресной воды? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее на Земле миллионы лет назад, столько есть и сейчас.

- Сколько воды на планете?

- Если бы всю воду можно было распределить равномерным слоем, то планета наша оказалась бы под четырехметровым водным покрывалом.

- Приведите примеры применения воды человеком в быту. Приводит некоторые цифровые данные о потреблении воды: чтобы произвести 1 т металла, нужно затратить 2000-4000 т воды. На производство 1 т волокон лавсана или нитрона расходуется 4000 т воды.

- Обратите внимание на то, что в быту и в производстве нужна не любая вода, а именно пресная вода. Какую воду называют пресной?

- Много ли такой воды на земном шаре? Ответьте на этот вопрос, используя карту полушарий.

- Морская вода соленая или горько-соленая. В ней растворено большое количество разных веществ. Можно ли очистить воду от морской соли?

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 92). Как, согласно изображенному опыту, получить из соленой подкрашенной воды пресную? (Сначала воду превращают в пар, а затем охлаждают; вода испаряется, а соль остается.)

- При какой температуре вода закипает? Что происходит с водой при кипении? Куда поступает пар?

- Что происходит с паром после того, как он соприкасается с холодными стенками колбы?

- Какая теперь вода в стакане?

- Как Маша определила, что вода в стакане бесцветная, прозрачная, несоленая?

- Данный способ очистки, показанный на рисунке, называется перегонкой. Воду, очищенную от растворимых в ней веществ путем перегонки, называют дистиллированной. Но этот способ получения пресной воды из морской очень дорогостоящий. Вместе с тем люди стали тратить все больше пресной воды для своих нужд. Запасы доступных пресных вод резко сокращаются.

- Кто виноват в том, что на Земле остается все меньше чистой пресной воды?

- Найдите в тексте строки, где перечислены источники загрязнения воды. На какие из этих источников могут повлиять школьники? А что могут сделать взрослые для охраны воды?

- Обратите внимание на замкнутый цикл водоснабжения на некоторых предприятиях. Они очищают воду и снова ее используют, потому этим предприятиям не нужно брать чистую воду из водоемов.

- Большая часть промышленных и бытовых отходов попадает в Мировой океан. Ученые всего мира сошлись в одном: надо запретить сбрасывать сточные воды в реки и озера. А куда же их тогда девать?

В последние годы в океан стало попадать огромное количество исключительно вредных веществ, губительных для рыбной молоди и водорослей. Даже бактерии не в силах уничтожить эти вещества. А сколько в океане плавает всякого мусора! Американцы подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает 35 млн пустых пластмассовых бутылок

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

- Погибли бы растения, животные, человек, все живое на Земле.

- Три дня человек может прожить без воды.

-Для питья, приготовления пищи, поддержания чистоты, полива растений.

- Воды в природе очень много, она в океанах, морях, озерах, недрах земли, воздухе над землей.

- На Земле больше соленой воды, чем пресной.

- Пресная вода в реках, озерах.

- Льды Арктики и Антарктики состоят из пресной воды.

- Нет, морская вода не годится для питья.

- Соль растворяется очень легко.

- Соленую воду сделать опять пресной можно, но очень трудно.

- Берем мы чистую воду, а отдаем грязную.

- Воды на планете очень много, 2/3 поверхности Земли.

- Пресной называют воду, которая содержит мало растворенных веществ.

- Больше всего на Земле морской воды. Она заполняет моря и океаны.

Находят и показывают на карте некоторые моря и все пять океанов Земли.

Работа в парах. Рассматривают рисунок. Один из учеников рассказывает соседу по парте, как Костя Погодин получил из подкрашенной соленой воды пресную воду.

А сосед объясняет, как Маша убедилась в том, что вода в стакане бесцветная, прозрачная и несоленая.

- Вода закипает при температуре 100 °С, при кипении она испаряется, превращаясь в пар.

- Пар поступает в стеклянную колбу, а затем в стакан.

- Вода в колбе закипела, образовался пар, по трубке передвигающийся в другую колбу. Стекло колбы запотело, покрылось капельками воды, стекающими в стакан.

- Пар превращается в капельки воды.

- Вода в стакане бесцветная, прозрачная, несоленая.

- С помощью органов зрения и вкуса.

- Воду загрязняют промышленные, сельскохозяйственные, бытовые отходы.

- Загрязнение Мирового океана может вызвать необратимые процессы, которые приведут к гибели его растений и животных и уничтожению рыбных ресурсов.

- Защита Мирового океана от загрязнения - дело всех народов и стран

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Включение будущего нового материала

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Жизнь на планете Земля впервые появилась в воде, и лишь потом вышла на сушу. Зависимость от воды живые существа сохранили на протяжении многих миллионов лет эволюции. Вода - главный “строительный материал”, из которого состоят все живые организмы.

Организует самостоятельную работу в тетради (задания 47, 48)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Задание 47: читают и дописывают предложенный текст.

- Без воды не может жить ни один живой организм. Вода нужна заводам, фабрикам, сельскохозяйственным предприятиям. Питьевая вода должна быть чистой, без вредных для здоровья примесей. Но этих примесей будет значительно меньше, если человек научится очищать воду. Взятая в природе вода для хозяйственных целей должна возвращаться в природу чистой. Каждый человек должен беречь воду от загрязнения и бережно ее использовать.

Задание 48: придумывают и рисуют экологические знаки охраны воды от загрязнения.

По итогам организуется выставка детских рисунков

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 91-94)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Вода входит в состав любого организма.

Вода - это жизнь, красота, здоровье.

Вода - помощник человека.

Количество воды ограничено.

Вода загрязняется.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности






Для любых предложений по сайту: [email protected]