Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ВОДА - НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО
Тип урока: решение частных задач |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства со свойствами воды, формирования представления о трех состояниях воды в природе (жидком, твердом, газообразном); способствовать формированию умений определять состояние воды; упражнять в проведении опытов и наблюдений |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся со свойствами воды; получат представление о том, что вода в природе находится в трех состояниях; научатся определять состояние воды, проводить опыты и наблюдения |
Метапредметные: регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата; познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Личностные: любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном |
|||
Образовательные ресурсы: сухие стеклянные банки, крышки для банок, тарелки с кусочками льда, стаканчики с замороженной водой, литровая банка с водой, морская соль, столовая ложка, маленькие зеркала |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Отгадайте загадки: • Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. • Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. • Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. • Что в руках не удержать? - Почему вода - это и туча, и туман, и лед? - Перечислите основные свойства воды, которые вам известны |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Отгадывают загадки: - Туча. - Туман. - Лед. - В руках не удержишь воду. - Вода может существовать сразу в разных состояниях. - Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха. Как и все жидкости, вода обладает свойством текучести. Вода принимает форму сосуда, в котором находится. Она может из жидкого состояния перейти в газообразное, то есть испариться |
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Перечислите свойства воды. - Что происходите водой в реках, озерах, морях? - Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 53). В каком состоянии находится вода? - Вода в одном месте может находиться в трех состояниях одновременно во время ледохода. - Что на поверхности реки? - Это какое состояние воды? - Что подо льдом и снегом? - В каком она состоянии? - Что вы видите над рекой? - В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда. Давайте попробуем обнаружить водяной пар, который находится в нашей классной комнате. Возьмем стеклянную банку и наполним ее кубиками льда. Плотно закроем крышкой. Что вы обнаружили? - Откуда они появились? - Обратите внимание на рисунок в учебнике. Где еще в природе встречается вода? - Вода в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера, болота, родники. Она пропитывает почву. Вода входит в состав растений, органов животных и человека. Вода в виде снега и льда покрывает вершины высоких гор, поверхность и берега Северного Ледовитого океана, поверхность Антарктиды. - В холодных морях плавают огромные глыбы льда - айсберги. Прочитайте рассказы “Гимн воде” и “Откуда в морях появляются айсберги?” в хрестоматии (с. 36-39). Показывает обучающимся “ледяную модель айсберга”. Для этого в пластиковом стаканчике заранее замораживает водопроводную воду. В литровую банку на уроке наливает воду и добавляет столовую ложку морской соли. В получившуюся “морскую воду” опускают “айсберг”. - Обратите внимание на то, какая часть “айсберга” оказывается над поверхностью “морской воды”, а какая - под водой. - В настоящее время разрабатываются проекты по доставке айсбергов к берегам земли. Но осуществить эти проекты нелегко. Нужны мощные буксиры и надежные тросы. Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг там таял медленнее |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. - Без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда. - Вода испаряется, превращается в невидимый пар, который расходится в воздухе. - Мы видим ледоход на реке. На поверхности воды лежат лед и снег — это твердое состояние воды. Подо льдом и снегом течет вода в жидком состоянии. - Вода может одновременно в одном и том же месте находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. - В воздухе над водой находится водяной пар - вода в газообразном состоянии. Лед и снег. - Твердое. - Вода. - В жидком. - Мельчайшие частицы водяного пара. - На внешней стенке банки образовались капельки воды. - Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Водяной пар, находящийся в воздухе нашего класса, преобразовался в капельки воды. Они и оседают на стенках банки. Составляют схему: Выступает ученик с сообщением об айсберге: - Айсберги - это крупные обломки ледников. А ледники — это хранилища пресной воды на Земле. Кроме того, самые крупные айсберги возникают из ледников Антарктиды. А этот материк самый чистый, там нет заводов, фабрик, засоряющих окружающую среду отбросами вредных веществ. Потому лед Антарктиды, чистый, лишенный примесей и загрязняющих веществ, может быть использован в качестве источника питьевой воды |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату |
||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа в тетради |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе. - Дышали ли вы когда-нибудь на холодное оконное стекло? Чем оно покрывалось? - Откуда взялась на стекле вода? - Какого цвета наша Земля, если смотреть на неё из космоса? - Большую часть ее окутывают облака, отливающие голубоватым светом под лучами Солнца, а еще большую часть поверхности образуют океаны и моря. Они из космоса кажутся синими. Почти 3/4 поверхности земного шара покрывает вода. Трудно найти на Земле место, где не было бы воды. - Где можно наблюдать воду? - Есть ли вода в воздухе? - Есть ли вода в земле? - Возьмем любой камень с дороги - и в нем, в его мельчайших трещинах, есть вода. - Где находятся огромные скопления льда? - Там лед на суше и в океане. Вода всюду. Без воды не может быть жизни. Все живые организмы содержат в себе большое количество воды. Тело человека состоит на 65 % из воды. В огурце воды - 95 %, в моркови - 90 %, в яблоках - 85 %, в картофеле - 80 %, в рыбе - 75 %. Обезвоживание организма всего на несколько процентов нарушает его жизнедеятельность, а на 10 % и более - вызывает серьезные изменения в организме, которые могут привести к гибели человека. - Какой опыт подтверждает, что лед - это вода в твердом состоянии? - Приходилось ли вам наблюдать, как зимой “плачут” окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стекла влажные? - Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар? - Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств воды вы можете назвать? - Обратите внимание на страницу “Готовимся к школьной олимпиаде!”. Ответьте на вопросы к теме “Из чего все на свете”. Успешное выполнение заданий можно отметить закрашиванием ступенек в “Пирамиде знаний”. Организует работу в тетради (с. 22) |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. - Оконное стекло покрывалось капельками воды. - Вода образовалась из пара, как только он прикоснулся к холодному стеклу. Пар всегда есть в воздухе; если его охладить, он превратится в воду. - Из космоса наша Земля кажется голубой планетой. - Воду можно наблюдать в океанах, морях, реках, озерах. - В воздухе находится много воды в виде пара, облаков и туч. - Вода есть и в земле, и под землей. - У Северного и Южного полюсов. - Этот опыт мы проводили в 1 классе и знаем, что тающий кусок льда превращается в жидкую воду. - Водяные пары, содержащиеся в воздухе, преобразовались в капельки воды, которые оседают на стекле и стекают по нему. - Доказать можно с помощью простого опыта. Делают вдох через нос, а выдыхают через рот, поднося к губам небольшие зеркальца. Зеркальца запотевают, то есть невидимый водяной пар преобразуется в капельки воды. Самостоятельно выполняют задание 31: дописывают текст, заполняя пропуски. Указывают, что в природе вода может находиться во всех трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. - Если мы возьмем стакан воды и перельем воду в колбу, то она примет форму колбы. Вода не сохраняет свою форму постоянной. Одно из свойств воды - текучесть, то есть способность течь |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника (с. 53-55), рассказы из хрестоматии (с. 36-39). Индивидуальное задание: прочитать доклад Маши Ивановой “Что мы знаем о воде?” (с. 58 учебника) и на основании текста подготовить свой доклад на тему “Свойства воды” к следующему заседанию клуба. - Доклад Маши - это пример, по которому вы научитесь составлять свои рассказы по данной теме |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? - Покажите на карте полушарий океаны. - Какое значение имеет вода в природе? - В каких состояниях находится вода в природе? Перечислите основные свойства воды. - Какие явления, связанные с наличием воды в воздухе, вы наблюдали? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня я узнал... - Было интересно... - Было трудно... - Я выполнял задания... - Я понял, что... - Теперь я могу... - Я почувствовал, что - У меня получилось... - Я смог... - Я попробую... - Меня удивило... - Урок дал мне для жизни. - Мне захотелось... - Я приобрел... - Я научился... |
Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи. Выражать доброжелательность и отзывчивость |