Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ТВЕРДЫЕ ВЕЩЕСТВА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ
Тип урока: применение знаний на практике |
|||||
Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний о телах, веществах, частицах (молекулах); дать представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении; учить проводить опыты; различать тела, вещества, частицы; содействовать развитию умений выделения основных существенных признаков; способствовать формированию умений проводить сравнения, выбирать правильный ответ |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: познакомятся с понятиями “тела”, “вещества”, “частицы”, “молекулы”; получат представление о том, что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении; научатся проводить опыты; различать тела, вещества, частицы |
Meтапредметные: регулятивные — выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; познавательные - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; перерабатывать, преобразовывать, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; коммуникативные - осуществлять управление поведением партнера; контролировать, корректировать, оценивать действия партнера |
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам |
|||
Образовательные ресурсы: указка, бутылочка духов с пульверизатором |
|||||
Организационная структура урока |
|||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
||
II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Определите цели урока, используя опорные слова. - Сегодня вы продолжите знакомство с веществами. Приведите примеры твердых, жидких и газообразных веществ |
Отвечают на вопросы учителя. Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Сегодня на уроке мы... |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
||
III. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы. Вода, камень, железо, дым, пар, сок. - По какому признаку вы их разделили? - Какой можно сделать вывод? - В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. - Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Опыт 1. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? - Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму. - Какой можно сделать вывод? - Давайте то же самое проделаем с водой. Опыт 2. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разделить молекулы воды? - Какой можно сделать вывод? - Проделаем опыт 3, последний, с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтобы разъединить эти молекулы. Куда девался дым? - В газообразных веществах между молекулами нет никакого сцепления. - В любом теле все частицы находятся в постоянном движении. Между частицами каждого вещества есть промежутки. В твердых телах промежутки очень маленькие, в жидкостях - побольше, в газах - еще больше. - Давайте попробуем нарисовать молекулы, которые находятся в твердом веществе, жидкости и газе. Молекулы обозначим кружочками. Далее организует комментированное чтение параграфа учебника. - Обратите внимание на следующие важные моменты: 1) Сахар, поваренная соль, древесина, цинк, золото - твердые вещества. Вода, ртуть, бензин - жидкие вещества. 2) Каждое вещество состоит из своих особых частиц. В состав цинка входят одни частицы, в состав воды - другие, в состав кислорода - третьи. 3) Частицы всех веществ имеют общие признаки. Все они очень-очень малы. Все находятся в постоянном движении. 4) Между частицами всех веществ есть промежутки. 5) В твердых телах промежутки очень-очень маленькие, в жидкостях - побольше, в газах - еще больше. 6) Промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие, поэтому любое твердое тело сохраняет определенную постоянную форму. В жидкостях промежутки между молекулами больше, что позволяет частицам “скользить” и менять свое местоположение. - Поэтому жидкость не сохраняет свою форму, попросту говоря, течет и занимает форму сосуда, в котором находится. А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул. Их молекулы беспорядочно движутся и стараются занять весь доступный газу объем. Это свойство газов проверяется экспериментально на уроке. - Проведем эксперимент. Встаньте в разных местах класса: у классной доски, в середине и в конце классного помещения. С помощью пульверизатора распыляет капли духов. Через некоторое время запах духов разойдется по всему помещению. - Почему же мы не видим воздух, если в нем так много мелких частиц? Прочитайте текст в учебнике. - Представить отличия расположения молекул в твердых телах, жидкостях и газах вам поможет рисунок в учебнике (с. 50). - Прочитайте вслух “по цепочке” рассказ в хрестоматии “Из чего состоят вещества?”. - Из чего состоят все окружающие нас предметы? - Можно ли заполнить воздухом половину комнаты? - Почему все тела можно сжать? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Делят слова на группы: камень и железо - твердые, вода и сок - жидкие, дым и пар - газообразные. - Вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений. - Не получилось. - В твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. - Получилось. - В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму. - Молекулы дыма при малейшей возможности разлетелись кто куда. Выполняют рисунки в тетради и на доске: Делают вывод: крохотные капли духов испарились, превратились в газ. Частицы газа разлетелись по всему классу и заняли весь его объем. Мы обнаружили эти частицы с помощью обоняния. Читают “по цепочке” рассказ в хрестоматии. - Все предметы состоят из веществ, а вещества состоят из крошечных частиц — молекул, а молекулы состоят из более мелких частиц — атомов. - Нет. Воздух состоит из газообразных веществ (газов), а все газы стараются занять весь предоставленный объем, то есть воздух займет всю комнату. - Тела можно сжать, потому что между частицами всех веществ есть промежутки |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
||
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. - Назовите твердые вещества, жидкие и газообразные. - Какую форму имеет твердое тело? - Как расположены молекулы в твердых веществах? - Какую форму имеют жидкие тела? - Как расположены частицы газа? Какую форму имеет газ? - Выполните задание 30 в тетради. Вспомните, что, в отличие от веществ, тела имеют форму, поэтому вода - это вещество, а капля воды - это жидкое тело, которое при некоторых обстоятельствах может изменять форму. Во второй части задания 30 нужно написать названия одного-двух тел, состоящих из веществ, указанных в каждой группе. Обращает внимание обучающихся на примеры жидких и газообразных тел. Например: к жидким телам относятся капля воды, шарик ртути. К газообразным телам - пузырек углекислого газа в стакане с газированной водой |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Твердое тело имеет определенную и постоянную форму. - Молекулы в твердых веществах плотно прилегают друг к другу. -Жидкие тела меняют форму. Легко принимают форму того сосуда, в котором находятся. - Частицы газа далеко друг от друга. Газ не имеет постоянной формы. Задание 30: читают названия веществ, выписывают их по группам (твердые вещества, жидкости, газы). Дополняют каждую группу своими примерами. К твердым веществам относят сахар, питьевую соду, древесину; к жидкостям - воду, уксус; к газам - природный газ, кислород, азот, углекислый газ. Дополняют группу твердых веществ: железо, золото, глина, пластилин. К жидкостям можно добавить ртуть, бензин; к газам - пропан (это слово написано на газовых баллонах, которые используют в сельской местности на грузовых автомобилях, автобусах, переведенных на газовое топливо) |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок |
||
V. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Прочитать статью учебника с. 49-52 |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что нового узнали на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - В каком состоянии могут находиться вещества? - Как расположены частицы в твердых телах, жидкостях и газах? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Вещества могут находиться в твердом, жидком, газообразном состоянии. - Я почувствовал, что... - Я приобрел... - Я научился... - У меня получилось ... - Я смог... - Я попробую... - Меня удивило... - Урок дал мне для жизни... - Мне захотелось... |
Выражать доброжелательность и эмоцинально-нравственную отзывчивость. Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности |