СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

— осмысление своего места в жизни общества, своих взаимоотношений с окружающей действительностью;

— осознание необходимости саморазвития, готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);

— уяснение обязательности усвоения общечеловеческих нравственных ценностей и стремления к следованию им;

метапредметных:

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;

— владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

предметных:

— владение понятиями «свобода», «ответственность», «осознанная необходимость», «свободное общество»;

— умение показывать на конкретных примерах взаимосвязь свободы и ответственности как необходимых условий реализации личностью социальных связей;

— способность характеризовать модели современного свободного общества; аргументированно обосновывать своё видение модели свободного общества;

— умение прогнозировать последствия ложного понимания понятия «свобода» для личности, общества, государства.

Задачи занятия:

1) раскрыть признаки свободы, показать её границы и условия, при которых человек может воспользоваться принадлежащим ему правом на свободу;

2) продолжить работу, направленную на развитие интеллектуальных умений: а) соотносить полученные новые знания с уже имеющимися; б) систематизировать имеющиеся знания (в табличной форме или в форме плана); в) выстраивать логику изложения учебного материала;

3) способствовать становлению осознанного отношения учащихся к правам и свободам других людей.

II. Место темы в системе учебных занятий

Опорой для осмысления учащимися вопросов, связанных с темой «Свобода и ответственность», может стать материал учебника для 8 класса, посвящённый сфере духовной жизни (глава 2). Целесообразно в процессе изучения темы использовать материал литературы, в частности свободолюбивую лирику русских поэтов, а также сведения по истории. Кроме того, материал темы будет полезен при изучении § 10, 11, 12 «Духовная культура общества», «Духовный мир личности», «Мораль».

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание. Профильный уровень: учеб, для 10 класса / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2007.

Гуревич П. С. Философия человека. — М., 2001. — Ч. 2. — Гл. «Проблема свободы и морали».

Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. — С. 277—279.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М., 1991.

Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. — М., 1998. — С. 19—43.

Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 126—127.

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: изучение двух первых вопросов темы. 2-й час: изучаются третий и четвёртый вопросы темы. 3-й час: активные формы работы.

Ход занятия

Мотивационный этап

Ученикам предлагается подумать над смыслом двух высказываний, а затем обосновать своё мнение о том, какое из них в большей степени соответствует понятию «свобода»:

1) «Свобода — это отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы» (Т. Гоббс);

2) Свобода — это возможность «делать всё то, что не запрещено законом» (Ш. Монтескьё).

В результате обсуждения класс приходит к мысли о том, что понятию «свобода» больше соответствует второе высказывание.

Аргументы: Т. Гоббс считает, что свобода не может быть чем-либо ограничена, свобода — это возможность действовать любыми способами для достижения собственных целей; Гоббс говорит не о свободе, а о произволе, поскольку ничем не ограниченная власть одного человека приведёт к нарушению прав и, как следствие, ограничению возможности деятельности другого человека, ограничению его свободы; Ш. Монтескьё говорит о свободе, поскольку свобода не может быть абсолютной; ограничивая свободу одного, закон не позволяет ей превратиться в произвол по отношению к другим людям; ограничивая свободу одного, закон защищает права и, следовательно, свободу другого.

Логическим мостиком перехода к рассмотрению связи свободы и ответственности может быть предложение учителя подумать над тем, чем ещё может быть ограничена свобода.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Свобода и ответственность.

2. Свобода как осознанная необходимость.

3. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах.

4. Что такое свободное общество.

1. Познакомив учащихся со смыслом выражения «буриданов осёл», далее можно обозначить ещё один ограничитель свободы с помощью смоделированной проблемной ситуации. Например: «После уроков Виктор спешил, поскольку ему нужно было успеть в магазин за хлебом и молоком, отнести всё это домой, а затем забрать из детского сада сестрёнку. Эти заботы свалились на него потому, что папа уехал в командировку, мама же предупредила, что задержится на работе, так как необходимо провести семинар со студентами заболевшей коллеги. Поскольку семинар начнётся поздно, то она не успеет ни в магазин, ни в детский сад. Виктор всё это не считал за обузу и уже спланировал свой вечер с учётом сложившихся обстоятельств. Однако в раздевалке к нему подошли два приятеля и предложили пойти на вечер к однокласснице. Услышав причины его отказа, друзья засмеялись, назвав Виктора маменькиным сынком, домработницей и нянькой. В довершение они напомнили ему, что человек рождается свободным и вправе сам определять, как ему поступить в той или иной ситуации, исходя из собственных интересов. Подумав, Виктор согласился пойти с друзьями к однокласснице: действительно, он не нянька и имеет право хотя бы иногда развлекаться, а родители пусть решают свои проблемы сами».

Перед школьниками ставится вопрос: был ли свободен Виктор, отправившись с друзьями к однокласснице?

Направляя мини-дискуссию, желательно добиться, чтобы прозвучали следующие аргументы, указывающие на факторы ограничения свободы:

а) свобода предполагает достижение цели, она необходима для какой-то позитивной деятельности; осознанной целью Виктора было помочь маме, этой целью он пренебрёг;

б) Виктором руководили не собственные убеждения, намерения, а чужая воля, под влияние которой он попал, среагировав на насмешки;

в) Виктор проявил слабоволие, поступил безответственно, пошёл против своих принципов, против себя, в конечном счёте он предал себя и своих близких.

В конце мини-дискуссии совместно с учащимися делается следующий вывод: таким образом, помимо внешних ограничителей свободы (прав и свобод других людей, законов, существующих в государстве) ограничителем свободы также выступают личностные качества человека (чувство долга, совесть, ответственность).

В заключение этой части урока учащимся можно предложить установить связь между понятиями «свобода», «выбор», «ответственность» («Вопросы для самопроверки», задание 6, с. 79).

2. При рассмотрении проблемы свободы как осознанной необходимости следует:

а) продолжить работу над осознанием учащимися неоднозначности понятия «свобода»;

б) подвести школьников к пониманию необходимости учёта предела своих возможностей.

В ходе работы с учебником учащимся предлагается выписать в тетрадь положения, отражающие представления философов о природе необходимости. Примерный вариант таблицы, которая будет заполняться в тетрадях:

Виды философских подходов

Основной тезис

Смысл тезиса

Абсолютное предопределение



Фатализм



Детерминизм



По окончании заполнения таблицы желательно обсудить следующие вопросы: есть ли что-то общее в понимании свободы представителями разных философских направлений? В чём расходятся во взгляде на свободу представители философских течений? Есть ли подход, который вы разделяете? Обоснуйте свою позицию.

Уровень осмысления учащимися понятия «свобода» можно проверить с помощью задания 5.

3. Рассмотрение данного пункта плана занятия связано с понятием «свободный человек». Так как ранее уже были изучены разные аспекты свободы, то организовать работу над осмыслением понятия «свободный человек» можно с помощью провокативного текста, представленного на с. 78—79, дополнив данные к нему вопросы ещё одним: был ли свободен человек, подписавший петицию? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Поскольку учащиеся, с одной стороны, уже имеют представление о свободе, а с другой, изучая обществознание в основной школе, получили знания о демократическом правовом государстве, то имеет смысл в качестве опережающего задания предложить им охарактеризовать различные модели свободного общества (задание 4). Для выполнения этой работы они могут составить следующую таблицу:

Так думаю я

Такие характеристики приведены в учебнике



По окончании заполнения таблицы полезно предложить школьникам выполнить задание на рефлексию: сопоставить характеристики свободного общества, сформулированные самостоятельно, с теми, что даны в учебнике, найти свои ошибки и проанализировать их причины (что я не учёл/ учла при определении характеристик свободного общества).

Одним из компонентов занятия может стать дискуссия на основе афоризма В. Г. Белинского: «Если другие люди лишены свободы, если мои братья должны жить в нищете, грязи и неволе, то я не хочу свободы и для себя. Я отвергаю её обеими руками и безоговорочно выбираю участь моих братьев».

Для проведения дискуссии учащиеся могут разбиться на группы, но могут выступить и индивидуально, представив личную точку зрения.

При подготовке к дискуссии (не более 7 минут) учащимся предлагается подумать над следующими вопросами: зачем человеку свобода? Может ли человек сам себя лишить свободы? (Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.) Стоит ли отказываться от свободы во имя свободы других людей? Можно ли этим актом чего-либо добиться?

Одна из активных форм работы на данном занятии — решение проблемной ситуации с последующей дискуссией.

Проблемная ситуация: «Гражданин П. живёт в тоталитарном государстве. Однажды его вызвали в полицию, где сообщили, что его друг арестован по подозрению в антиправительственной деятельности, и предложили дать показания, подтверждающие выдвинутые против друга обвинения.

Гражданин П. знает, что если он даст показания против друга, то того казнят за государственную измену. Если же он показаний не даст, то арестуют и его, и его близких.

Как поступить гражданину П.?»

Данное задание может выполняться как в группах, так и индивидуально.

После рассмотрения вариантов решения проблемной ситуации учащимся предлагается для обсуждения весьма провокационное суждение И. Бентама: «Индивидуальные интересы — это единственные реальные интересы...»

По окончании дискуссии учащимся можно предложить показать связь между высказыванием И. Бентама и положением № 1 рубрики «Практические выводы».

Изучение рубрики «Практические выводы» имеет смысл продолжить в ходе групповой работы. Класс разбивается на группы, каждая из которых после прочтения третьего вывода самостоятельно моделирует проблемную ситуацию, решение которой, с одной стороны, будет непростым, а с другой — имеет альтернативные варианты. Эти проблемные ситуации предлагаются одноклассникам, которые должны не только выбрать один из путей решения, но и с опорой на полученные знания объяснить, почему они выбрали именно этот путь.

Домашнее задание

Учебник, § 7. Прочитать предложенный в рубрике «Документ» фрагмент из книги американского социального психолога Э. Аронсона «Общественное животное» и ответить на вопросы к нему.

Подготовить сообщение по теме «Личность, свобода, ответственность» и составить план, согласно которому данная тема будет раскрыта.

Учащимся, проявившим интерес к теме, можно предложить написать эссе по афоризму: «Свобода оксфордского профессора — это нечто иное по сравнению со свободой египетского крестьянина» (И. Берлин, английский философ).






Для любых предложений по сайту: [email protected]