Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— постижение принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций;
— освоение основ саморазвития, готовности и способности к самостоятельной, творческой деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
— формирование готовности и способности к образованию и самообразованию;
— осмысление сознательного отношения к непрерывному образованию;
метапредметных:
— умение анализировать формы познания;
— овладение способами сравнения различных форм и видов познавательной деятельности, выделения особенностей каждой из них;
— умение объяснять значение обеих форм познания в познавательной деятельности;
предметных:
— овладение способами различения форм познавательной деятельности и знанием элементов деятельности, свойственных каждому из этапов;
— умение указывать формы чувственного и рационального познания, приводить примеры, иллюстрирующие каждую из форм чувственной и рациональной познавательной деятельности;
— умение называть критерии истины; приводить примеры с использованием знаний из естественно-научных дисциплин, иллюстрирующие истину, абсолютную и относительную истину;
— способность раскрывать смысл понятий «язык», «коммуникативная деятельность»;
— умение объяснять роль языка и коммуникативной деятельности в процессе познавательной деятельности; показывать на конкретном примере роль языка как средства познания;
— умение, опираясь на смысл понятий «язык», «коммуникативная деятельность», знание функций языка, приводить примеры различных языковых форм и коммуникативной деятельности, аргументированно пояснять, почему приведённые примеры являются языком и коммуникативной деятельностью;
— способность раскрывать особенности, свойственные социально-гуманитарному знанию.
Задачи занятия:
1) довести до понимания учащихся особенности познавательной деятельности, раскрыть содержание каждой формы познавательной деятельности;
2) раскрыть специфические особенности различных видов познавательной деятельности;
3) способствовать развитию рефлексии, направленной на понимание своей интеллектуальной деятельности;
4) содействовать расширению кругозора учащихся за счёт увеличения и углубления знаний о видах и особенностях духовной сферы общества и личности.
II. Место темы в системе учебных занятий
Опорой для осмысления учащимися вопросов, связанных с темой «Познавательная и коммуникативная деятельность», может стать материал учебника для 8 класса, посвящённый сфере духовной жизни (глава 2), а также материал параграфа «Образование».
Более глубокому усвоению содержания данной темы будет способствовать материал предыдущего параграфа. В свою очередь, знания, полученные в результате изучения данного материала, могут помочь в усвоении содержания параграфа «Духовный мир личности».
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Вебер М. Избранные произведения: Наука как призвание и как профессия / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. — М., 1990.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. — М., 1982 — 1984.
Оборудование
На доске желательно воспроизвести схему «Познание», имеющуюся в учебнике. Целесообразно подготовить компьютерную презентацию по теме «Формы познания».
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
1-й час: изучение двух первых вопросов темы. 2-й час: изучение третьего, четвёртого и пятого вопросов темы. 3-й час: изучение шестого и седьмого вопросов.
Ход занятия
Мотивационный этап
Урок можно начать с припоминания школьниками смысла понятия «образование», с которым они познакомились в 8 классе, и обсуждения роли знаний в жизни человека и общества. Значение знаний, выявленное в процессе обсуждения, желательно записать на доске и в тетрадях.
Знания необходимы для:
— практической деятельности;
— ориентировки человека в мире;
— определения жизненных ценностей, жизненных смыслов.
Вторым шагом, направленным на пробуждение интереса к теме, могут стать вопросы:
1) Какие бывают виды знаний?
2) Как вы считаете, все ли знания добываются одинаково?
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Познаваем ли мир?
2. Познание чувственное и рациональное.
3. Истина и её критерии.
4. Особенности научного познания.
5. Социальные и гуманитарные знания.
6. Многообразие человеческого знания.
7. Познание и коммуникативная деятельность.
1. Знакомство учащихся с новым материалом можно начать с раскрытия смысла понятий «знание» и «познание», а затем показать учащимся неоднозначность отношения людей как к самому знанию, так и к возможности познания, познакомив их с существующими в философии представлениями о познавательной деятельности человека.
Уместно обратить внимание школьников на то, что сомнения учёных по поводу возможностей познавательной деятельности и её результатов имеют под собой веские основания, содержащиеся в особенностях познавательной деятельности человека.
2. Далее обращаем внимание школьников на схему «Основные формы познания».
Раскрывая особенности чувственного познания, желательно указать, что:
а) в истории человечества был период, когда отсутствовали научные знания о мире и опорой познавательной деятельности были чувственные данные, получаемые благодаря органам чувств: зрению, слуху, вкусу, обонянию и осязанию;
б) в жизни современного человека есть небольшой период, когда чувственное познание является единственной формой познания, — младенчество.
Теоретический материал о переработке информации, полученной органами чувств, связан с пониманием школьниками особенностей мыслительного процесса и, как следствие, является необходимым знанием для понимания своей интеллектуальной деятельности.
Во время объяснения целесообразно предложить учащимся заполнить первую и вторую графы таблицы.
Формы чувственного познания
Форма познания |
Содержание формы познания |
Пример |
Ощущение |
||
Восприятие |
||
Представление |
Чтобы облегчить процесс усвоения материала, имеет смысл вызывать у десятиклассников эмоциональный отклик, сделать изучаемую проблему интересной. Целесообразно рассмотреть её на примерах, иллюстрируя пояснение этапов и форм познания. Хорошо, если будет использована презентация.
В качестве одного из вариантов такого объяснения может послужить знакомство с чем-нибудь экзотическим.
Поскольку представление является наиболее сложной формой чувственного познания, то, раскрывая его суть, необходимо обратить внимание школьников на то, что, в отличие от ощущения и восприятия, в представлении конкретный предмет отсутствует, человек его не ощущает: не видит, не слышит, не чувствует запаха, вкуса... В этой сложной форме познания опора осуществляется на память и воображение. Иными словами, представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие.
Для иллюстрации представления можно предложить школьникам вспомнить лицо любого близкого человека: мамы, папы, сестры, отсутствующего в данный момент друга и т. д.
Завершить описание этапов чувственного познания можно указанием на то, что представление, восприятие так же связаны с деятельностью мозга, как и ощущение: чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга.
Если по ходу объяснения учащиеся заполнили в таблице две графы («Форма познания» и «Содержание формы познания»), то целесообразно будет предложить им самостоятельно смоделировать ситуацию, в которой последовательно будут представлены все три этапа чувственного познания. При этом каждый из этапов нужно вписать в графу таблицы «Пример». Этот вид работы они могут выполнить как индивидуально, так и в группах.
Как показывает опыт, школьники охотно знакомят одноклассников с придуманными ими ситуациями, поэтому стоит позволить им это сделать, заслушав трёх-четырёх человек. Если работа осуществлялась в группах, то могут выступить представители каждой из групп.
Переходом к следующему сюжету может послужить указание на то, что познавательная деятельность человека чувственным этапом не заканчивается.
Работа по теме рационального познания строится по той же схеме, что и работа, связанная с формами чувственного познания: по ходу объяснения школьники заполняют таблицу «Формы рационального познания».
При объяснении необходимо отметить ряд важных моментов. В частности, обратить внимание десятиклассников на то, что слово «рациональный» своими корнями восходит к латинскому слову ratio, переводимому как «разум». Рациональное познание — это осознанная, контролируемая и направляемая человеком деятельность мозга. На этом этапе человек осознанно проделывает то, что ранее помимо его воли совершили его чувства.
Зафиксировав новизну предмета, человек начинает процесс формирования знания о нём: сначала он его анализирует, т. е. мысленно раскладывает на составные части. Следом за аналитическим этапом деятельности мозга идёт другая логическая операция — объединение этих составных частей в единое целое. Данная операция называется синтезом.
Следующий этап деятельности мозга — обобщение: человек мысленно объединяет найденные признаки нового предмета с теми, которые уже известны ему из имеющегося у него опыта обращения с другими предметами, и сводит их в одну группу. Желательно указать, что все эти операции протекают как единый мыслительный процесс.
Конкретизировать понятие «умозаключение» можно указанием на то, что это познавательный приём, с помощью которого осуществляется преобразование информации, содержащейся в одном или нескольких суждениях. При этом суждения, из которых делается вывод, называют посылками умозаключения, а высказывание, которое выводится из этих посылок, — заключением или выводом.
Можно обратить внимание школьников на то, что в своих письменных работах, например при написании эссе, они проделывают (должны проделать) точно такую же операцию: высказав ряд утверждений, приведя несколько аргументов, делают вывод. Этот-то вывод и есть умозаключение. Далее стоит отметить, что на проблему познания существуют разные точки зрения, в частности сенсуализм и рационализм. Рассмотрение этого пункта плана необходимо завершить выводом о невозможности противопоставления чувственного и рационального познания, о том, что эти две ступени познания являются единым процессом. Различие же между ними не временное, а качественное.
Школьникам можно предложить единолично или в группах привести свои примеры понятий, суждений и умозаключений. Если работа осуществляется в группах, то каждой группе в поиске примеров стоит предложить опереться на имеющиеся обществоведческие знания. Допустим, одна группа приведёт понятия, суждения и умозаключения из политической сферы, другая — из экономической, третья — из социальной, четвёртая — из духовной.
3. Разговор об истине желательно начать, прочитав запись о необходимости знаний, сделанную в начале урока, после чего предложить учащимся самостоятельно прочитать раздел параграфа «Истина и её критерии». Для того чтобы чтение было продуктивным, школьники самостоятельно выписывают в тетрадь критерии истины, приводят примеры абсолютных и относительных истин, а также заблуждений и лжи. Данную работу целесообразно осуществить в группах.
Уместно обратить внимание десятиклассников на то, что абсолютных истин в природе практически нет, по сути, все истины относительны, поскольку, продвигаясь всё дальше и дальше в познании окружающего мира, человечество постоянно открывает новое, и это новое вносит свои коррективы в знание, которое уже вроде бы устоялось.
В частности, относительность любого знания можно проиллюстрировать на математическом примере. Например, ещё на уроках арифметики учащиеся узнали о том, что 2 х 2 = 4. И это истина, но истина только для десятеричной системы счисления. Однако, помимо неё, существует бесчисленное множество других систем счисления. Причиной является то, что их основанием может служить любое число. В частности, в двоичной системе дважды два равно 100, в троичной — 11, в четверичной — 10, в восьмеричной, как и в десятеричной, дважды два вновь будет 4.
В этой связи уместно привести афоризм Сократа, данный в начале параграфа: «Я знаю, что я ничего не знаю» (с. 58).
Завершить эту часть урока можно чтением фрагмента из работы Э. Р. Ильенкова «Философия и культура». Оканчивается работа с текстом обсуждением вопросов и заданий (с. 70).
При раскрытии особенностей научного познания целесообразно использовать материал из раздела «Многообразие человеческого знания». Обыденное познание, как более известный десятиклассникам способ познавательной деятельности, может стать опорой для осмысленного усвоения учебного материала.
Работу по усвоению нового знания целесообразно начать с вопроса: как вы думаете, можно ли лишь на основе чувственного познания получить достоверное, истинное знание о предмете?
Поскольку большинство учащихся, как правило, утверждают, что этого сделать нельзя, учитель, не комментируя ответы, продолжает, предложив вопросы: как уже говорилось, в первобытном обществе не было научных знаний, как же люди жили без истинного знания? Как они определяли, что можно есть, а что нельзя, как изобретали орудия труда, лечили болезни? Откуда уже в Древнем Шумере, Египте, а затем в Вавилоне и т. д. у людей взялись элементы научных знаний? Ведь не могли же они появиться по волшебству, ниоткуда? Что послужило причиной их появления?
Целями беседы являются: а) актуализация и конкретизация понятия «практика — критерий истины»; б) подведение к пониманию различий между обыденным, практическим знанием и знанием научным.
Далее выделяются особенности познания в практической деятельности, которые записываются на доске и в тетрадях. Можно оформить это в виде таблицы.
В ходе краткой беседы учащиеся подводятся к выявлению особенностей обыденного познания. Вопросы для беседы:
1) Что является, по вашему мнению, целью практической деятельности человека: а) получить знание о каком-то предмете, вещи, явлении (знание как самоцель) или б) узнать, для чего нужен этот предмет, как он может пригодиться, как быть с этим явлением, как поступить в том или ином случае?
2) Чем ограничивается познание в практической деятельности: исследованием законов, обнаружением причин чего-то или нахождением ответа на вопрос «Как с этим быть?»?
3) Как передаются знания: с помощью специально написанных книг о проведённых исследованиях или в процессе практической деятельности?
Очередной вопрос может быть связан с актуализацией знаний о субъектах познавательной деятельности: кем осуществляется практическая деятельность?
Важно обсудить ещё один аспект: как долго выявляются в практической деятельности признаки какого-либо предмета? Здесь внимание школьников фиксируется на том, что процесс этот длительный, знания накапливаются медленно, в течение жизни многих поколений людей.
Переходом к разбору особенностей научного познания может стать указание на то, что многотысячелетняя практика использования в обыденной жизни тех или иных предметов, наблюдения за какими-то явлениями, так или иначе влияющими на практическую деятельность, потребности, возникающие в связи с хозяйственной деятельностью, привели к появлению первых научных знаний.
4. Особенности научного познания выясняются в ходе эвристической беседы:
1) Как осуществляется познание в науке? Какие методы научного познания вам известны?
2) Каковы цели проведения всевозможных научных экспериментов?
3) Можно ли научные эксперименты назвать практической деятельностью? (Или: есть ли что-то общее между практической деятельностью и научными экспериментами?)
Можно обсудить различия между научным экспериментом и практической деятельностью. В ходе обсуждения нужно установить, что:
а) в эксперименте специально (искусственно) создаются необходимые условия для нахождения свойств, признаков, законов и т. д.;
б) поскольку условия создаются искусственно для решения определённой сознательно поставленной задачи, то эксперимент значительно ускоряет процесс познания;
в) эксперимент специально организуется с целью получения нового знания. Практика и знания меняются местами: если в практической деятельности знания нужны для того, чтобы осуществить эту самую деятельность, то в науке эксперимент играет подчинённую роль: он необходим для получения нового знания.
Подводим итог беседы, формулируя признаки научного знания:
1) принцип объективности;
2) рационалистическая обоснованность или доказательность;
3) проверяемость (возможность проверки результатов эксперимента, исследования, приведшего к возникновению нового знания).
Стоит особо отметить то, что все три признака не только связаны, но и дополняют друг друга.
Подробнее необходимо остановиться на принципе системности. Для подведения к его пониманию после разбора различий между практической деятельностью и экспериментом можно поставить вопрос: а есть ли ещё какие- либо различия между ними?
Вслед за этим обращаем внимание школьников на то, что в практической деятельности главное, что подлежит передаче другим людям, — это приёмы работы. Для организации же и проведения эксперимента нужны знания о предмете, над которым проводится эксперимент. Это различие полезно проиллюстрировать на примере. Теперь есть основа для объяснения ещё одного признака науки — системности.
Заключая разговор по теме этого пункта плана, важно обратить внимание на то, что все названные признаки, особенно признак системности, подводят к другой её особенности: наука — это сфера деятельности специально подготовленных людей, обладающих необходимыми знаниями. Думается, что здесь можно и пошутить. Например, спросить у учащихся: многим ли людям падали на голову яблоки или другие предметы за тысячелетия существования Homo sapiens или этой чести удостоился только И. Ньютон? Затем следует сказать о том, что открытие в XVII в. Ньютоном закона всемирного тяготения произошло потому, что сошлись в одной точке знания, к этому времени накопленные человечеством, и знания, накопленные самим Ньютоном.
Последняя часть вопроса о научном знании связана с методами познания. При его рассмотрении важно напомнить школьникам: любая познавательная деятельность включает два этапа — чувственный и рациональный. Дополнительно к тексту параграфа требуется уточнить, что аналогом чувственного этапа познания в научном познании является эмпирический этап. Слово «эмпирический» происходит от греческого слова empeiria, которое означает «опыт». Цель этого этапа познания в научной деятельности — изучить познаваемый объект со стороны его внешних связей и отношений. В процессе эмпирического познания учёный фиксирует всё, что можно увидеть, услышать, почувствовать и т. д. Оно отличается непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Желательно сказать о методах исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение), которые научные работники используют на названной ступени, показать их отличия от того, как эти же методы действуют в практической деятельности.
При рассмотрении теоретического этапа научных исследований следует показать его связь с рациональной познавательной деятельностью и выделить особенности, отличающие теоретический этап от рациональной деятельности, происходящей в ходе обыденного познания.
5. Материал, связанный с социальным и гуманитарным знанием, десятиклассникам частично знаком, его можно разобрать в ходе эвристической беседы. Возможная её версия:
1) Какие науки относятся к социальным? Назовите их.
2) Какие знания относятся к гуманитарным? Назовите их.
3) Что изучают социальные науки? Предположите, какие у них могут быть специфические особенности.
4) Есть ли связь между гуманитарным знанием и социальными науками? Если есть, то в чём она? Если нет, то почему?
Необходимо добиться уяснения школьниками особенностей социального и гуманитарного знания. Поэтому закончить эту часть урока можно заданием № 3.
6. Представляется целесообразным более подробно остановиться на устойчивости мифологических знаний, одной из причин этого является то, что в основе мифа лежит чувственное познание. Это даёт возможность на примере мифа проиллюстрировать, что происходит с сознанием, когда рациональное мышление обречено опираться исключительно на чувственные данные.
Следует обратить внимание школьников на то, что миф никем специально не создавался, миф — продукт не творчества, а мышления, мышления заблудившегося разума. Именно разума, поскольку на стадии рационального мышления формируется понимание, вырабатываются суждения и умозаключения.
Объяснение, связанное с мифологическим познанием, желательно завершить акцентированием внимания учащихся на следующих положениях:
1) и в современном мире существует сфера нашего незнания: наука многого не знает. Что же тогда говорить о конкретном человеке? Иными словами, и человечеству, и человеку довольно часто приходится сталкиваться с незнаемым, недоказанным, необъяснимым;
2) эти «чёрные дыры» непознанного создают реальную возможность для блужданий разума, результатом которых может быть его полный уход от действительности, от истины;
3) человеку необходимо найти объяснение любому явлению, и вот тут-то «чёрные дыры» начинают заполняться. На основании имеющихся знаний, познавательной культуры человека он достраивает (додумывает) понятие, т. е. то, чем, с его точки зрения, является это неведомое, а затем выносит свои суждения и умозаключения;
4) человек, обладающий достаточно высокой культурой, знающий о том, что отсутствие знаний может привести к заблуждениям, обращается к науке, к работам учёных;
5) иначе ведут себя люди с низким уровнем интеллектуальной культуры: они заполняют «чёрные дыры» непознанного любыми имеющимися, чаще всего далёкими от науки домыслами.
Важно завершить объяснение мифотворчества указанием на то, что сотворение мифов — довольно частое явление в обыденной жизни. Так, влюблённый человек мифологизирует любимого, достраивая его образ качествами, придуманными им самим. Мифологизируется подчас образ жизни некоторых людей, особенно богатых и известных.
Переходом к знакомству учащихся с паранаучным знанием может быть указание на то, что неизведанное порождает загадки, будоражащие сознание людей. В качестве примера можно рассказать о лох-несском чудовище или о снежном человеке (йети), в существовании которых уверены многие энтузиасты, но эти факты на текущий момент не подтверждены.
7. При рассмотрении последнего пункта плана вновь будет полезно обратиться к жизненному опыту учащихся. После раскрытия понятия «коммуникативная деятельность» имеет смысл предложить школьникам вопросы: какие виды коммуникации вам известны? Каков список субъектов и объектов коммуникации? Каковы цели коммуникации в каждом из названных случаев? Каковы особенности коммуникативной деятельности в зависимости от её участников? Учащиеся могут работать над вопросами как в группах, так и индивидуально.
Эта часть урока может быть завершена обсуждением выполненного задания и уточнением названных видов коммуникативной деятельности.
Работу над изучением темы желательно завершить обращением к рубрике «Практические выводы» и обсуждением некоторых положений. В частности, можно привлечь внимание школьников к заявленному в выводе 2 утверждению о сложности пути к истине и организовать дискуссию по вопросу: стоит ли вообще идти к истине, а тем более жертвовать за неё жизнью и свободой, как это сделали, например, Дж. Бруно или Г. Галилей?
Этап закрепления
Целесообразно использовать следующие задания:
1. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Б. Содержанием теоретического уровня познания является выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение внутренних связей и отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «эмпирическое познание».
1) Наблюдение; 2) эксперимент; 3) анализ; 4) синтез; 5) материальное воздействие на объект; 6) обоснование полученных результатов.
Найдите и укажите номера терминов, относящихся к другому понятию.
Ответ:___________ .
3. Опираясь на полученные знания, назовите любые три отличия научного эксперимента от практической деятельности и каждое из них проиллюстрируйте примером.
4. Укажите в приведённом списке знаки, включаемые в систему языка.
1) мимика
2) традиция
3) чертёж
4) слово
5) мысли
6) цифра
Домашнее задание
Учебник, § 6. Рубрика «Вопросы для самопроверки». Рубрика «Задания» (1—5).