СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы вносит вклад в достижение результатов

личностных:

— осознание значимости получения современного образования, овладения ИКТ-компетенциями;

— формирование культуры поведения в современном информационном пространстве;

— осознание требований к выбору профессии в современном обществе;

— формирование стратегий самостоятельной будущей деятельности;

метапредметных:

— умение определять общее и особенное на основе выделения главных и побочных тенденций развития постиндустриального социума;

— умение характеризовать неоднозначность процессов развития общества;

— способность давать обоснованные оценки современным социальным процессам;

— использование ИКТ-технологий при изучении общественных наук;

предметных:

— целостное представление о развитии социума, осознание места современного этапа развития общества в едином историческом процессе;

— знание базовых понятий «информационное общество» / «постиндустриальное общество», «глобализация», владение понятиями «единое информационное пространство», «транснациональная корпорация», «информационные технологии», «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал»;

— знание особенностей развития современного общества;

— умение применять теоретические знания о современном обществе при анализе конкретных ситуаций, познавательных и жизненных;

— умение анализировать неадаптированную социальную информацию;

— умение структурировать информацию в процессе составления сложного плана.

Задачи занятия:

1) продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

2) развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества);

3) конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);

4) развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания;

5) использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного процесса.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение темы целесообразно строить с опорой на полученные в основной школе и в 10 классе знания о динамике общественного развития, о его многовариантности и противоречивости, о сущности глобализации и её экономическом аспекте, о глобальных противоречиях современного мира (§ 3), о коммуникации (§ 6). Учащиеся получают возможность осознать иные аспекты теоретических понятий, а также явлений и процессов, изученных ранее. Тема позволяет активно использовать межпредметные связи, в частности информацию о современных социально-экономических процессах и глобальных противоречиях из курсов всеобщей истории, географии, экономики. Сформированные ИКТ-компетенции послужат учащимся опорой в решении познавательных задач.

III. Литература и оборудование

Иноземцев В. Л. Современная глобализация и её восприятие в мире // Век глобализации // http://www.socionauki.ru/iournal/vg/archive /2008_1/)

Информационное общество // http://iph.ras.ru/page46589323.htm

Ванчугов В. В. Информационное общество // http://www. youtube.com/watch?v=87wrGvGwt18

Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. — М., 2001.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Возможно проведение занятия в форме традиционного комбинированного урока с последовательным изучением вопросов темы.

2-й вариант. Сконцентрировать обсуждение нового материала на первом уроке, отведя второй час на выполнение практических заданий (составление плана, работа с документом, материалами практикума по обществознанию).

При выделении на занятие третьего часа облегчается использование нетрадиционной формы изучения темы. Учащиеся обсуждают результаты своей деятельности, проводят рефлексию.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вопросы, поставленные перед параграфом, помогают актуализировать знания учащихся о глобализации и мотивировать изучение нового материала. Целесообразно обратиться также к проблеме многовариантности общественного развития, используя следующие вопросы и задания: 1) Перечислите этапы развития общества. 2) Как называется современный этап и почему? 3) Учёные считают, что глобализация как процесс имеет глубокие корни (см. разъяснение в учебнике). Почему же только сейчас, на современном этапе развития, появилось глобальное общество и возникли глобальные проблемы его развития? Отвечая на последний вопрос, учащиеся задумываются над конкретными проявлениями глобализации, охарактеризовать которые поможет материал учебника.

Учитель может решить проблему мотивации учащихся иначе. Большой интерес в классе, как правило, вызывает оценка современных процессов развития общества. Ученикам предлагается ответить на простой, казалось бы, вопрос: создание постиндустриального общества, глобализация — это позитивный или негативный опыт общественного развития? У десятиклассников сформировано представление о противоречивости общественного прогресса, к чему данное задание учителя послужит ещё одной иллюстрацией. Учитель стимулирует оценочное суждение, тем самым актуализирует личностный подход к изучаемому материалу. Желательно предоставить возможность высказаться нескольким учащимся, но не поощрять дискуссию: десятиклассники будут обращаться к затронутой проблеме на протяжении занятия, и мнения их могут измениться или получить дополнительные подтверждения. При выборе этого варианта начала занятия учитель может обратиться к нему в завершение урока и провести рефлексию полученных знаний и деятельности.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Особенности глобализации как явления современности.

2. Современное информационное пространство.

3. Глобальная информационная экономика.

4. Социально-политическое измерение информационного общества.

1. Изучая особенности глобализации, учащиеся получают возможность самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности. На это нацеливает вопрос 1: «В чём выражается асимметричность процессов глобализации?» (с. 91). Учащиеся работают с соответствующим разделом учебника, составляя в тетради кластер.

Противоречия глобализации

Единство и целостность — разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов — мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов — рост конфликтности мира

Теоретические рассуждения желательно конкретизировать, для чего предлагается задание подтвердить примерами существование каждого из названных противоречий.

Завершается работа выполнением задания 1 (с. 92).

2. Раскрывая вопрос об информационном пространстве, учитель организует работу со схемой «Информационная сфера» и её описанием, помещённым в учебнике. Материал обобщает известные старшеклассникам факты и расширяет их представления о сферах общества. Формированию умения высказывать аргументированные суждения в ходе дискуссии способствует коллективное обсуждение вопроса о возможности и предназначении цензуры в Интернете. Опыт показывает, что в начале обсуждения учащиеся отрицательно оценивают контроль информационных потоков. Тем не менее в ряде случаев это становится необходимым из соображений национальной, экономической или личной безопасности. Можно напомнить учащимся и о функции «родительский контроль» в программном обеспечении (браузерах)* различных электронных устройств. Но в целом в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008) обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации названо одной из важнейших задач государства (http://www.rg.ru/2008/02/16 /informacia-strategia-dok.htmn.

3. Третий вопрос плана раскрывает особенности информационного общества. Нелишне будет напомнить десятиклассникам, что существуют различные толкования соотношения понятий постиндустриального и информационного общества. Одним из подходов является сближение понятий, рассмотрение их как определений одного и того же этапа общественного развития. Концепцию перехода западного индустриального общества в постиндустриальное выдвинул в 1973 г. Д. Белл (США). Годом ранее в Японии была поставлена задача превращения общества в информационное. Как пишет российский философ В. Г. Федотова, две научные идеи «образовали концепт «информационное общество», который определяет суть постиндустриального общества как общества, в котором определяющую роль играет не индустрия, а информация» (http://iph.ras.ru/page46589323.html. В современной науке распространение получили также термины «экономика знания» и «общество знания».

Учащимся известно понятие «капитал». На данном уроке учитель обращается к понятиям «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал». «Интеллектуальный капитал — это знания, которые могут быть конвертированы в стоимость, другими словами, это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации. Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал)» (Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. — М., 2003. — Гл. XXIII (раздел «Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка»).

При оценке человеческого капитала специалисты по менеджменту учитывают параметры, среди которых — не только знания, навыки и творческие способности, но и моральные качества работника.

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа (с. 84—86). Примерный вариант плана:

1) Субъекты глобальной экономики:

а) ТНК;

б) сетевые структуры;

в) международные экономические и финансовые организации.

2) Уровни мировой экономики:

а) глобальный;

б) региональный;

в) национальный.

3) Роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики.

4) Развитие информационных технологий (IT). Влияние IT на формы организации экономики.

5) Интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

4. Рассмотрение последнего пункта плана занятия можно предварить вопросом 3 (с. 93): «Может ли существовать информационное общество без государства?» Важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом.

В учебнике говорится о форуме по вопросам информационного общества 2003—2005 гг. В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики. К сведениям учебника можно добавить информацию о целях, задачах и принципах развития информационного общества в РФ, организовав работу с фрагментом документа «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (пункт III), упомянутого выше. Если учащиеся используют компьютеры, этот документ они могут найти на сайте «Российской газеты» (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html).

Обращаясь к документу на занятии, можно использовать тот факт, что его структура позволяет организовать самостоятельную работу по каждому из трёх аспектов в отдельности, и рассмотреть: а) цели и задачи, б) принципы и в) направления деятельности государства. Учащиеся по выбору или по указанию учителя анализируют один из аспектов (как показывает опыт, на эту часть занятия следует отвести примерно 15 мин). По завершении работы заслушиваются ответы учащихся, раскрывающие каждый аспект, вносятся необходимые коррективы и делаются записи (этот этап работы также требует не менее 15 мин урока). Если работа с источником включается в домашнее задание, десятиклассникам следует рассмотреть фрагмент в полном объёме.

Вопросы и задания к документу:

1) Выделите в документе информацию по одному из аспектов деятельности государства: а) цели и задачи; б) принципы; в) направления.

2) Докажите, что данный аспект предусматривает социальные и политические изменения российского общества.

3) Найдите в учебнике социальные и политические критерии развития информационного общества. Соотнесите указанные изменения в обществе, которые предусматривает «Стратегия» (вопрос 2), и критерии развития информационного общества. Сделайте вывод.

Этап закрепления

Целесообразно обсудить рубрику «Практические выводы». Обсуждение выводов, а также проблем, связанных со Всемирной паутиной («Практические выводы» 3 и 4, вопросы 4 и 5 рубрики «Задания»), ставит учащихся перед необходимостью применить полученные знания для осмысления и оценки собственного опыта.

При использовании второго варианта мотивации учащихся желательно вернуться к вопросу об оценке глобализации и выяснить, изменилась ли их оценка и почему.

В случае трёхчасового занятия актуальность содержания темы позволяет, используя опережающие задания, организовать активное обсуждение ключевых вопросов в нетрадиционной форме. Выбор данного варианта требует достаточного уровня сформированности ИКТ-компетентности (навыков в сфере компьютерных технологий) всех участников (и учителя, и учащихся). С одной стороны, при организации такого занятия учителю следует осознавать возможные риски, в частности не переоценивать степень доверия учащихся к себе, их заинтересованности в нетрадиционных формах работы, их потенциальные возможности в качестве модераторов сообщества и пр. Ещё одним существенным риском может быть увлечение учащихся формой деятельности и низкая «предметная» отдача. С другой стороны, старшеклассники активно участвуют в сетевых сообществах, тратят на это значительную часть своего времени. Обсуждение обществоведческой темы позволяет использовать время интернет-общения с пользой.

Учитель предлагает учащимся создать сетевое сообщество с целью обсуждения проблем современного общества. Эффективное время существования сообщества — 2 недели. Функции учителя: рекомендует темы и контент обсуждения (в частности, информация § 8), помогает распределить функции членов сообщества, имеет право участвовать в дискуссиях (таким образом можно осуществлять помощь модераторам и регулировать обсуждение). Темы для обсуждения базируются на проблематике параграфа, например:

1) Глобализация в современном мире — за или против?

2) Информационное и виртуальное пространство: наши ориентиры в их освоении. 3) Как изменила мир глобальная информационная экономика?

Распределение функций участников должно учитывать не только заинтересованность учеников в изучении предмета, но и ИКТ-компетентность. Один из учащихся выступает в качестве организатора сообщества. Его функции, помимо создания «сетевой площадки», близки функциям специалиста, которого в современном сетевом менеджменте называют куратором сетевого контента: отбор, накопление и сохранение интересной информации в сообществе. Для организации обсуждения каждой темы выделяются модераторы. Их функции: создать информационный повод для обсуждения темы, т. е. предложить сообществу определённые теоретические сведения по проблеме; активно участвовать в обсуждении, привлекая одноклассников. Остальные учащиеся выступают в роли участников сообщества. Требования к ним: высказать своё суждение по каждому вопросу и, сделав самостоятельный выбор, участвовать в обсуждении хотя бы одного из вопросов.

Таким образом, изучение темы проходит в виртуальном пространстве в течение двух недель. На занятии учащиеся подводят итоги своей деятельности. Организатор знакомит класс с наиболее интересной информацией, отобранной в процессе обсуждения. Модераторы знакомят со статистикой участия в дискуссии, оценивают вклад каждого участника в рассмотрение проблемы. Учитель напоминает самые интересные вопросы, повороты обсуждения и, если это необходимо, ещё раз обращается к ним.

Домашнее задание

Учебник, § 8. Документ после параграфа, вопросы и задания к нему, задание 2 в рубрике «Задания».

Желающим предлагается написать эссе на одну из тем: «Может ли существовать информационное общество без государства?» или «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (У. Черчилль, рубрика «Мысли мудрых»).

В зависимости от выбранных учителем форм работы на уроке в домашнее задание может включаться также завершение написания плана или работа с фрагментом «Стратегии...». В этом случае учитель может отказаться включать в домашнее задание документ учебника, а рассмотреть его в начале следующего урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]