Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Контрольный диктант по теме Чужая речь - ЧУЖАЯ РЕЧЬ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: проверить знания, умения и навыки по теме “Чужая речь”; развивать письменную речь; воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
(Учитель может выбрать любой текст по своему усмотрению.)
На перевозе
Мальчик отвязал от столба верёвку, с усилием оттолкнул паром и стал тянуть за мокрый канат. Трудно. Тяжёлый паром еле-еле ползёт, а река широкая. Вася стал уставать, тяжело дышал, перестал смотреть крутом, а, нагнув голову, что есть силы тянул канат, и пот капал с красного, пылающего лица.
Когда паром подошёл к берегу, из домика вышел Кирилл, чёрный, косматый, и сказал, насупив чёрные брови: “Что долго так? Либо купался там? Гляди, кабы кнут по тебе не погулял”.
С горы спускались подводы к перевозу, и Кирилл пошёл к парому, крикнув: “Берись за конопатку, Васька, да чтоб к обеду кончить!”
Вася сходил в домик, взял молоток, долото, пакли, взял с полки ломоть хлеба и, жуя, пошёл к опрокинутой на берегу вверх дном лодке, и стал забивать паклей рассохшиеся щели в боках и днише её.
С завистью смотрит Вася на бегущих с горы ребятишек. Они на берегу стаскивают с себя рубашонки и кидаются в воду. Крик, визг, смех. А Вася всё постукивает да постукивает молотком по долоту, забивая в щели паклю. (166 слов)
(По Л. Серафимовичу)
Грамматическое задание
1. Составить схемы предложений с прямой речью.
2. Выполнить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору).
***
В девятнадцатом столетии жил в Москве переплётчик Егор Герасимов. Не красовалась его мастерская роскошными вывесками, не гнался он за эффектом и дутой популярностью, но любил книгу. Он не составил себе капитала, но имя его осталось надолго как имя переплётчика-артиста.
Работу Герасимова можно было видеть на Политехнической выставке 1872 года. Главное внимание обращалось им не на штамповку или золото, а на самую работу. “Дайте мне мастера, — говорил он, — который сидел бы рядом со мною и работал со мною же. А то эти фирмы, — продолжал Герасимов, — хлопочут только о медалях, сами же далеко не мастера своего дела”. Все выставленные им книги были проданы, а он получил медаль, кажется, серебряную, за самую, по-видимому, простую, но замечательно аккуратную работу.
Герасимов был крепостным. Владелец Герасимова, в то время ешё мальчика, отдал его в учение переплётчику Хитрову, хорошему мастеру и строгому учителю. К Хитрову хаживал нередко генерал Ермолов, участник Отечественной войны 1812 года, большой любитель переплётных работ. Ермолов захотел выучиться переплётному мастерству, и Хитров охотно взялся обучать генерала.
Ермолов, обходя мастерскую, внимательно всматривался в работу каждого. Чаще всего он останавливался около Герасимова, гладил его по голове, говоря: “Молодец, Егорка! Ты будешь хорошим мастером”.
Лет через десять барин приказал отдать Герасимова в солдаты. Герасимов отправился к Ермолову, рассказал о своей беде. Ермолов подумал.
— Очень жалею, что хороший мастер идёт в солдаты. Подожди. Затем вынес ему какое-то письмо.
— Вот, отдай это письмо своему барину.
Что было написано в этом письме, неизвестно, но только барин отменил своё решение. Герасимов всегда с глубокой благодарностью вспоминал Ермолова. (246 слов)
(“Московская старина”. По А. Астапову)
Грамматическое задание
1. Составить схему предложения с прямой речью (по выбору).
2. Выполнить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору).
III. Подведение итогов урока
— Какие трудности вы испытали при написании диктанта и выполнении грамматического задания?