Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Тип урока: повторительно-обобщающий |
||
Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора слитного и раздельного написания частицы не с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными; способствовать формированию умения различать частицу не и приставку не-, развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Постановка учебной задачи. 1. Лингвистическая разминка. 2. Работа с теоретическим материалом |
- Язык сформировался очень давно, претерпел изменения и таит в себе много интересных загадок. - Посмотрите на эти предложения и скажите, уместно ли данное обращение? Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа! - По толковому словарю определите значения слов невежа и невежда. - Совпадают ли они? А между тем они восходят к одному корню. Догадайтесь к какому. Что значит слово ведати? Как, отталкиваясь от этого корня, можно объяснить значение слова невежа? Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова? - Обратите внимание на подчеркнутые слова. К каким частям речи они относятся? О какой частице сегодня пойдет речь на уроке? Запишите тему урока. - Прочитайте теоретические сведения на с. 21, 22 учебника и ответьте на вопрос: почему слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности? |
Отвечают на вопрос учителя. Работают со словарем. Рассуждают, высказывают свою точку зрения. Формулируют тему урока. Записывают ее. Работают с учебником, анализируют материал и формулируют вывод, продолжая предложение: “Слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности, потому что...” |
Внимательно слушают. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы со словарной статьей, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебную задачу. Извлекают необходимую информацию из различных источников |
III. Работа по теме урока. 1. Выполнение упр. 28. |
- Рассмотрите таблицу на с. 22 учебника. Слова данных частей речи употребляются только с отрицательной частицей не. Как можно озаглавить эту таблицу? (Пример. Всегда раздельно с не.) |
Рассматривают таблицу. Предлагают свои варианты заголовка. |
Используют сведения из таблицы для решения учебно-практических задач. Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. |
2. Выборочный диктант. |
- Запишите заголовок в тетрадь. Для каждого столбца приведите по два примера. - Почему невежда пишется в одно слово? Диктует слова из упр. 32. |
Делают записи в тетради. Вызванные к доске ученики записывают по одному примеру. Отмечают, что есть слова, которые без не не употребляются. Записывают только те слова, которые всегда пишутся слитно с не. |
Формулируют ответ на постав- ленный учителем вопрос. Владеют навыками контроля. |
3. Работа с алгоритмом |
Обращает внимание учеников на таблицы с правилами написания существительных, прилагательных, наречий и причастий с не. (См. Ресурсный материал.) Дает задание рассказать правило, опираясь на алгоритм |
Опираясь на алгоритм, рассказывают правило написания не с разными частями речи. Делают вывод, что написание не с существительными, прилагательными и наречиями осуществляется по одним и тем же признакам |
Извлекают необходимую информацию из таблицы. Делают выводы и умозаключения |
IV. Закрепление практических |
- Проанализируйте примеры из упр. 30, опираясь на таблицы. |
Зачитывают пример и объясняют его написание, пользуясь алгоритмом. |
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. |
навыков. |
|||
1. Устная работа |
|||
с примерами. |
|||
2. Письменная работа |
Диктует предложения: 1) Читать (не)размышляя () - все равно что есть и (не)переваривать (). 2) Тиран жаждет (не)справедливости (), а согласия. 3) Ум, (не)имеющий () никакой определенной цели, теряется. 4) Засыпьте пропасть (не)вежества (), и вы уничтожите притон преступлений. 5) (Не)правду () молвили его уста, а гнусную ложь. 6) Великая общая (не)нависть () создает крепкую дружбу. 7) (Не)обходимость () - аргумент тиранов. 8) Самое великое из всех благ - это (не)зависимость (). 9) Жаловаться на (не)рриятную вещь () - это удваивать зло. 10) Свет смотрит, (не)видя (), судит, (не)зная (), осуждает, (не)давая () пощады |
Записывают предложения, при необходимости пользуясь алгоритмом. Выборочно отвечают на вопросы учи- теля |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Опираясь на таблицы, расскажите о правописании не с разными частями речи. Домашнее задание: § 5, упр. 35 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи |
Ресурсный материал
не с причастиями и отглагольными прилагательными |
|
Слитно |
Раздельно |
1. Без не не употребляется. 2. Нет условий |
1. С краткой формой. 2. С полной формой, если: • есть противопоставление; • есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени; • слово внутри причастного оборота |
не с прилагательными |
|
Слитно |
Раздельно |
без не не употребляется |
есть противопоставление |
замена синонимом |
усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |
не с наречиями на -о, -е |
|
Слитно |
Раздельно |
без не не употребляется |
есть противопоставление |
замена синонимом |
усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь |