Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ИЗЛОЖЕНИЕ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ПО ТЕКСТУ А. АВЕРЧЕНКО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Тип урока: развитие речи |
||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения работы по развитию речи; способствовать развитию познавательных психических процессов |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: Голуб, И. Б. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2000; Зелинская, С. Правописание н и нн в разных частях речи. URL : http://rus.lseptember.ru/article.php?ID=200102211; толковый словарь русского языка |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Работа с текстом изложения. 1. Чтение текста. |
Читает текст упр. 26. |
Слушают учителя, сверяясь с текстом. |
Умеют слушать. |
2. Анализ текста (беседа). |
- Определите стиль и тип текста. - От чьего лица ведется повествование в тексте? - Что означает “написать изложение от третьего лица”? Какими словами вы сможете заменить местоимение л? - О чем этот текст? - На какие три основные части можно разделить текст? - О чем говорится в первой части? Во второй? В третьей? - Сократите содержание первой части до двух предложений. Для этого выделите ключевые слова в первой части. Повествование ведите от третьего лица. - Куда рассказчик уходил и для чего? О чем он мечтал? Свяжите место, где герой проводил время в уединении, с его мечтами. - Опишите пиратские сокровища. - Опишите место, где прятался рассказчик, наблюдая за пиратами. Что он видел? - Чем заканчивается повествование? |
Принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. Несколько учеников предлагают свои варианты сокращения текста, класс обсуждает их ответы. Отмечают, что герой мечтал на пустынном берегу моря, у подножия одинокой скалы. Это место навевало ему мысли о пиратах. Строят описания максимально близко к тексту. |
Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками работы с текстом. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из различных источников (текста, ответов сверстников). |
3. Составление плана текста. |
- Озаглавьте каждую часть. Примерный образец: 1. Реальная жизнь мальчика. 2. Мечты мальчика: а) место уединения; б) пиратский корабль с сокровищами; в) тайна пиратов. 3. Любовь к книгам. |
Предлагают свои варианты заголовков текста. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, навыками контроля учебных действий. |
4. Работа с трудными словами и ошибкоопасными местами |
- Пользуясь словарем, объясните значения слов верста, утварь. На доске записаны слова: Севастополь, Филиппинские острова, испанские дублоны, Луи Буссенар, капитан Майн Рид. - Выпишите слова с орфограммами, данными в скобках. Объясните их написание |
Работают с толковым словарем. Определяют, в какой части изложения смогут употребить эти слова. Выписывают слова из текста упражнения |
Владеют навыками работы со словарной статьей, самоконтроля учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
III. Повторное чтение текста, пробный пересказ |
Повторно читает текст. Предлагает ученикам составить пробный пересказ от третьего лица |
Слушают текст. Пробуют пересказать его по частям (один ученик - одну часть) |
Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
IV. Написание изложения |
Дает ученикам возможность просмотреть текст, организует написание изложения |
Бегло читают текст. Пишут изложение |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий |