Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ИНТОНАЦИЯ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тип урока: закрепление изученного |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с ролью порядка слов и логического ударения, основными элементами интонации - повышением и понижением высоты тона и паузой, графическими способами их обозначения; обучения выразительному чтению предложений, в том числе по интонационным схемам, составлению графической интонационной схемы предложения, выделению с помощью логического ударения наиболее важного слова в предложении. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: слова для словарного диктанта; таблица для заполнения по теме урока |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Актуализация опорных знаний |
Организует устный фронтальный опрос. - Что такое предложение? - Что входит в грамматическую основу предложения? - Можно ли создать предложение без грамматической основы? - Чем односоставное предложение отличается от двусоставного? |
Отвечают на вопросы по теме “Предложение” |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий |
|
III. Работа по теме урока. 1. Самостоятельные наблюдения. 2. Работа с теоретическим материалом |
- Рассмотрите материал для самостоятельных наблюдений на с. 48 учебника. Сделайте вывод о способе расположения слов в русском языке. - Посмотрите на предложения из упр. 77. Сделайте вывод о том, как порядок слов в предложении влияет на смысловые отношения между ними. - Прочитайте предложения из упр. 78. Как от изменения порядка слов зависит смысл предложения? - Опираясь на теоретические сведения на с. 48-51 учебника, заполните таблицу. |
Сравнивают фразы на разных языках. Приходят к выводу о том, что в русском языке относительно свободный порядок слов. Приходят к выводу о том, что в зависимости от расположения слова могут выполнять разные функции. Читают теоретические сведения, анализируют их, выделяют необходимое, заполняют таблицу |
Извлекают необходимую информацию из различных источников. Делают выводы и умозаключения. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым |
|
Характер ударения в русском языке |
||||
От чего зависит порядок слов |
||||
Что такое интонация |
||||
Основные элементы интонации |
||||
Функции интонации |
||||
Виды ударения |
||||
Функции ударения |
||||
Стили речи, в которых используется логическое ударение |
||||
IV. Закрепление учебного материала. 1. Устная фронтальная работа. 2. Словарный диктант |
Дает задание выполнить упр. 80-82. Классика, массив, Российская Федерация, русский, превосходный, прекрасный, великолепный, замечательный, аромат, акация, прелестный, поздний, компьютер, офицеры, братство, витязи, стратегия, кандидат, гарантия, ансамбль, гармония, пропорция, рябина, колокол, суббота |
Выполняют задания. Пишут словарный диктант |
Владеют навыками самостоятельной работы, контроля учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: § 14, 15; записать примеры для таблицы на с. 53 учебника. Задание для подготовки к сочинению (урок 20): выбрать архитектурное сооружение (собор, церковь, дом и т. д.) для написания о нем сочинения, найти его изображение, собрать материал о нем; составить словарик встретившихся архитектурных терминов |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств решения учебных задач. Выбирают наиболее эффективные способы решения учебно-практических задач |