Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРЫ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Тип урока: развитие речи |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями монументальной скульптуры и написания сочинения на тему “Описание памятника”; обучения определению замысла художника и видению его реализации в общем виде памятника, его деталях, окружении, написанию сочинения в определенном жанре, выбору соответствующему теме типа речи. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке) |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: презентация “Прогулки по Петербургу”; стихотворение А. С. Пушкина “Медный всадник”; репродукции картин С. А. Баулина и С. В. Герасимова с изображением храма Покрова на Нерли |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
II. Показ мультимедийной презентации “Прогулки по Петербургу” |
Демонстрирует слайды. Читает стихотворение А. С. Пушкина “Медный всадник”. Объясняет, что следует рассматривать памятники с разных сторон, так как это трехмерное, объемное произведение искусства; выяснить, как они связаны с пространством улицы, окружающими зданиями; как в них отражается эпоха |
Рассматривают изображения архитектурных памятников Петербурга |
Умеют слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым |
III. Работа с текстом |
Дает задание выполнить упр. 88. - Рассмотрите два примера предложений. Какое из них более выразительно? С помощью чего это достигается? - Измените порядок слов в предложениях. Запишите отредактированный вариант. Подчеркните главные члены |
Читают предложения. Приходят к выводу, что изменение порядка слов во втором предложении делает его более выразительным. Редактируют текст, добиваясь большей выразительности с помощью изменения порядка слов. Выполняют грамматическое задание |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками контроля оценки учебных действий, навыками самостоятельной работы |
IV. Сравнительныйанализ |
Демонстрирует репродукции картин С. А. Баулина и С. В. Герасимова с изображением храма Покрова на Нерли. - Что изображено на этих картинах? Обратите внимание на правильное произношение: Покрова на Нерли. - На с. 54 учебника вы найдете сведения об этом храме. В каком году он был построен? Нерль - название реки, в устье которой была построена церковь. - Как вы понимаете слово зодчество? Как вы думаете, почему эта церковь привлекла внимание художников? Одинаков ли замысел художников? - На какой из репродукций показана связь церкви с природой? Как изображена церковь? Как она дополняет окружающую природу? Как природа дополняет церковь? - На какой репродукции более отчетливо выписаны детали церкви? - Найдите в словаре учебника значения слов барабан, пилястры, фриз. - Рассмотрите эти элементы на репродукции, опишите их. - Обратите внимание на слова-синонимы в рамке на с. 54 учебника. Почему в тексте важно использовать синонимы? |
Рассматривают изображения. - Церковь является памятником древнерусского зодчества. Но художники изобразили ее по-разному. Участвуют в обсуждении |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы с учебной, словарной статьей, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Извлекают необходимую информацию из разных источников. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему |
V. Подготовка к сочинению |
- Дома вы составите публицистическое описание двух картин с изображением храма Покрова на Нерли. - Какой тип речи будет преобладать в вашем сочинении: повествование, описание или рассуждение? |
Записывают план сочинения: 1. История памятника. 2. Замысел художника. 3. Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, окружении. 4. Впечатление от памятника. Задают уточняющие вопросы |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым |
VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? Домашнее задание: составить публицистическое описание двух картин с изображением храма Покрова на Нерли |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самоанализа учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу урока |