Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тип урока: усвоение новых знаний |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письменного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке |
Метапредметные: Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого Общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
|
II. Актуализация опорных знаний |
Организует устную разминку по усвоению видов словосочетаний по главному слову. - Если услышите глагольное словосочетание, поднимите правую руку; если именное - левую; если наречное - хлопните в ладоши. Берестяная грамота, письмо другу, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю |
Определяют вид словосочетания по главному слову, выполняют соответствующее действие |
Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Умеют слушать |
|
III. Работа по теме урока. 1. Работа с теоретическим материалом. |
- Прочитайте теоретические сведения на с. 39-40 учебника. - Рассмотрите примеры, предложенные на доске. Примеры: |
Читают теоретические сведения. Работают с примерами, записанными на доске. |
Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Используют сведения приведенного примера для решения учебно-практических задач. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать. Делают |
|
2. Работа со схемой |
- Рассмотрите первый пример. Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой - зависимое. В каком падеже стоит слово мальчик? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на слово девочка. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании? - Рассмотрите второй пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на слово стопка. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи? - Рассмотрите третий пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию? - По схеме расскажите алгоритм определения вида словосочетания по способу связи. (См. Ресурсный материал.) |
Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, анализируют и обобщают материал. Приходят к выводу, что при согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. Приходят к выводу, что при управлении зависимое слово стоит при главном в форме косвенного падежа. Приходят к выводу, что при примыкании зависимое слово является неизменяемым. Рассказывают алгоритм определения вида словосочетания по способу связи, опираясь на схему |
выводы и умозаключения. Владеют навыками самоконтроля учебных действий. Используют схему для решения учебно-практических задач |
|
IV. Закрепление материала. 1. Фронтальная работа. |
Дает задание выполнить упр. 64. |
Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. Следуя алгоритму, определяют способ связи слов в словосочетании. |
Владеют навыками самоконтроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. |
|
2. Работа по учебнику |
- Ознакомьтесь с порядком выполнения синтаксического разбора словосочетания на с. 42-44 учебника. - Из упр. 70 выпишите словосочетания, выполните их синтаксический разбор |
Изучают порядок проведения синтаксического разбора словосочетания. Выполняют в тетрадях упр. 70 (выборочное комментирование) |
Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют навыками самоконтроля и оценки учебных действий |
|
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
- Что нового вы узнали на уроке? - Назовите способы связи слов в словосочетании. - По алгоритму расскажите об определении способа связи слов в словосочетании. Домашнее задание: § 11, 12; устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 44 учебника); упр. 71 |
Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы |
Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи |
|
Ресурсный материал
Алгоритм определения способов связи в словосочетании