Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения» - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Цель урока: повторение и закрепление пройденного по темам, отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания.
Методические приемы: лингвистический разбор, задания на закрепление изученного, тренировочные упражнения.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Фонетический разбор.
Разбор слов девиз, прения (по вариантам).
2. Морфемный и словообразовательный разбор слов.
Разбор слов красноречие, впечатляющий (по вариантам).
Примечание: разбор слов выполняется на доске и в тетрадях; для разбора рекомендуется выбирать слова с орфографическими трудностями.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 413 (повторение темы «Словосочетание»): вопросы и задания упражнения. Ученики отвечают «по цепочке», в это время на доске выполняют синтаксический разбор словосочетаний.
Упр. 414 (синтаксическая синонимия, речевая культура): устные ответы.
Упр. 415 (способы выражения подлежащего и сказуемого): взаимопроверка, синтаксический разбор 1-2 словосочетаний на доске.
Упр. 417 (виды односоставных предложений): ответ на вопросы упражнения, проверка «по цепочке», синтаксический разбор предложений у доски.
III. Задания на закрепление изученного
1. Выбрать из данного ряда только словосочетания, записать их, разделив на группы по способам подчинительной связи. Объяснить, почему остальные слова не являются словосочетаниями:
Довольно жарко, через час, разделив на группы, горячий кофе, выйти из дома, чет или нечет, впереди лето, кресло-качалка, задание выполнено, разделив на группы, каштановый цвет, ярко-желтый.
(Ответы: 1) согласование: горячий кофе, каштановый цвет; 2) управление: выйти из дома, разделив на группы; 3) примыкание: довольно жарко, разделив на группы. Остальные слова — не словосочетания: через час — существительное с предлогом, чет или нечет — связь сочинительная, кресло-качалка, ярко-желтый — сложные слова, впереди лето, задание выполнено — грамматические основы предложения.)
Упр. 416 (тире в составном именном сказуемом) — устно.
3. Задание: приведите примеры предложений, в которых тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится. (Лучшие предложения записать в тетради.)
(Ответы:
1) Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами как будто, словно и т. п.: Ее голос словно колокольчик. Туман будто молоко.
2) Если подлежащее выражено личным местоимением: Он парень не промах. Она красавица и умница. Мы молодцы.
3) Если при сказуемом есть отрицательная частица не: Хорошая оценка не самоцель. Слово не воробей.)
4. Упр. 418 (типы односоставных предложений) - устно ответить на вопросы, выполнить письменно.
Домашнее задание
Упр. 419 — устно, разбор — письменно; 420 — письменно.