Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Устаревшие слова - Лексика и фразеология - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) повторить сведения об устаревших словах и неологизмах; 2) формировать общее представление об истории создания русских толковых словарей.
I. Синонимы. Антонимы. Омонимы (повторение – проверка домашнего задания, упр. 108, 111)
Попросим учащихся рассказать, на какие группы делятся слова в русском языке в зависимости от смысловых отношений, и привести примеры слов каждой группы, а затем высказаться по теме задания 3 упражнения 112.
После этого семиклассники работают с упражнением 108. На примере первого синонимического ряда покажем, как происходит усиление признака от прилагательного известный до прилагательного легендарный. Учитель по своему усмотрению может предоставить ученикам возможность поработать самостоятельно, после чего провести совместную проверку: движения – угловатые, нескладные, неловкие, неуклюжие, несуразные; успех – немалый, значительный, крупный, большой, огромный, колоссальный; человек – несерьёзный, беззаботный, беспечный, легкомысленный, ветреный, пустой.
В ходе анализа отрывка из стихотворения Бальмонта (упражнение 111) подведём учащихся к выводу, что контекстные антонимы обозначают противоположные понятия или явления только в рамках определённого текста, тогда как "обычные" - языковые антонимы обозначают такие понятия или явления вне зависимости от контекста, в абстрактной языковой системе.
II. Устаревшие слова и неологизмы (сообщения учащихся по упр. 114, 115; упр. 117)
Учащиеся, подготовившие дома индивидуальные задания, делают сообщения по темам упражнений 114 и 115, отвечают на вопросы одноклассников по его содержанию и записывают по два примера устаревших и диалектных слов.
Рассмотрев фотографии в упражнении 117, ученики отметят, что ряд слов с общим этимологическим корнем включает и устаревшие слова, и неологизмы, образованные по существующей в языке модели. Попросим ребят попытаться самостоятельно сформулировать значения слов, с учётом содержания словарных статей внести в свои ответы коррективы и определить тот компонент значения, который эти слова объединяет («аппарат, способный передавать или воспроизводить звук»).
III. История создания толковых словарей (упр. 122)
После того как ребята прочитают текст и подберут заголовок, отражающий его содержание («История создания толковых словарей»), нацелим их на составление плана, в пунктах которого будет отражена каждая микротема, соотносящаяся с темой текста, например:
1. Создание рукописных толковых словарей.
2. Первые печатные словари.
3. «Толковый словарь живого великорусского языка».
4. Семнадцатитомный словарь русского языка.
5. Труд лингвистов – составителей словарей.
Учащихся сильного класса попросим определить, какие две основные части можно выделить в тексте, и составить сложный план текста, который может быть примерно таким.
I. Назначение первых толковых словарей.
1. «Азбуковники».
2. Первые печатные словари.
II. Создание полных толковых словарей.
1. Словарь В. И. Даля.
2. Семнадцатитомный толковый словарь.
III. Труд лингвистов.
В слабом классе учитель по своему усмотрению может заменить задание устно пересказать текст заданием составить вопросы по каждой микротеме текста, задать их одноклассникам и в случае необходимости внести в их ответы коррективы или дополнения.
Обратим внимание учащихся на иллюстрацию к тексту и попросим объяснить, какую мысль стремится выразить своим рисунком художник (например: «Словарь хранит несметные сокровища слов, и они открываются тому, кто стремится к знанию о слове: стремится выяснить его происхождение, осмыслить его значение, определить связи с другими словами, особенности употребления в речи»).
После этого выслушаем учеников, письменно изложивших своё понимание высказывания Анатоля Франса (эпиграф к §4), и на основе содержания их работ (индивидуальное домашнее задание – упр. 123) организуем обсуждение смысла этого высказывания со всеми учащимися.
О способах определения лексического значения слова расскажет ученик, подготовивший в качестве индивидуального домашнего задания упражнение 124.
IV. Тренировка орфографических умений (упр. 125)
Один из вариантов работы с упражнением 125 – поморфемная запись слов с сопроводительным объяснением написания каждой морфемы.
Общ-е-у-потреб-и-тельн-ая лексик-а, диалект-изм-ы и професси-онал-изм-ы, у-стар-е-вш-ие слов-а, ран-н-ий рас-свет, при-под-ня-т-ое на-стро-ени-е, рас-се-я-нн-ый про-хож-ий, за-сн-у-вш-ее дит-я, про-жж-ённ-ый мошен-ник (историч. от мошн-а - «карман, кошелёк»), про-яв-и-ть деликатн-ость, провинци-аль-н-ый театр, легенд-арн-ая лич-н-ость, про-славл-енн-ый композит-ор, не-знач-и-тельн-ое препятств-и-е, не-у-жи-в-чив-ый характер, под благ-о-вид-н-ым предлог-ом, пред-лож-ени-е о со-руд-нич-еств-е, полотн-ян-ый сарафан, при-твор-и-ть-ся рас-серж-енн-ым, стрел-ян-ый воробей.
По своему усмотрению учитель может предложить следующие задания.
1. Найдите в ряду записанных слов и назовите прилагательные, перешедшие из разряда причастий. Ответ обоснуйте.
2. Выпишите существительное, образованное путём перехода из разряда прилагательных. В роли какого члена предложения оно может быть использовано? Составьте и запишите предложение, использовав это слово в роли дополнения.
Д. з.: 1) упр. 116; 2) индивидуальное задание – упр. 126.