Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Части речи. Изложение - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) повторить сведения о частях речи; 2) тренировать учащихся в письменном пересказе текста.
I. Части речи в русском языке (работа со схемой на с. 49, упр. 126 - проверка индивид. дом. зад.)
Отведём ребятам время на самостоятельное рассмотрение схемы на с. 49, а затем попросим их закрыть книги и ответить на следующие вопросы:
• Какие цвета были использованы в схеме для создания фона?
• Какая информация была представлена на зелёном, розовом и жёлтом фоне?
• Как вы думаете, почему в схеме использован ступенчатый принцип расположения информации?
• Используя информацию, полученную из цветовой схемы, заполните пропуски в схеме, приведённой на доске:
Части речи
↓ |
↓ |
↓ |
|||||||||||||
|
|
• Используя схемы, расскажите о частях речи в русском языке.
После этого семиклассники слушают сообщение ученика по теме упражнения 126 (индивидуальное домашнее задание).
II. Изложение (упр. 129)
1. Чтение и составление плана текста
В слабом классе организуем совместную работу по составлению плана, направляя рассуждения учеников и внося коррективы в их ответы. План может быть примерно таким.
I. Помещения в крестьянской избе.
1. Холодные помещения.
2. Тёплая часть.
II. Строение русской избы.
1. Строение стен.
2. Построение крыши.
3. Окна.
III. Как сберегалось тепло.
Примечание. По своему усмотрению после повторного прочтения второй микротемы учитель может объяснить ребятам, что несколько венцов брёвен, скреплённых в форме четырёхугольника, называется срубом. В этом случае формулировку «Строение стен» можно заменить: «Сруб».
1. Словарная работа
После составления плана учащиеся перечитывают и пересказывают текст по частям и последовательно выполняют задания 2 – 4 упражнения, а затем проводим словарную работу, которая может включать работу со следующими заданиями.
1. Объясните написание гласных в корнях слов хранить, венец, чесать, поливать, прижимать, бревно, порог, беречь, стараться.
2. Объясните написание согласных в словах съестной, низкий.
3. Объясните написание суффиксов в словах хозяйственный, сложенный, складывать, привязывать, заволакиваться, оказываться, навешенный.
4. Найдите в тексте и запомните написание слов крестьянин, припасы, горизонтальный, волоковые, обязательно, притолока. Проговорите их несколько раз отчётливо по слогам: громко, с обычной интенсивностью, шёпотом, одними губами, про себя.
5. Запишите поморфемно слова помещение, соединять, следующий и объясните написание морфем.
2. Написание изложения
Предоставим учащимся возможность в течение двух минут ещё раз перечитать текст, после чего попросим закрыть учебники и изложить его содержание письменно в тетради.
Д. з.: 1) задание на с. 49; 2) упр. 128; 3) индивидуальное задание – упр. 129.