Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Синонимы. Антонимы. Омонимы - Лексика и фразеология - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) повторить и углубить сведения учащихся о синонимах и тренировать в составлении синонимических рядов; 2) повторить сведения об антонимах и тренировать в подборе антонимических пар; 3) расширять представление о лексических омонимах.
I. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова (повторение – проверка домашнего задания)
Попросим учащихся рассказать о том, на какой основе могут возникать у слова переносные значения, и в случае необходимости предложим ещё раз внимательно прочитать текст на с. 38. После этого обсудим рисунки ребят, обыгравших переносные значения приведённых в упражнении 97 слов и фразеологических оборотов из упражнения 119.
Определим авторов наиболее интересных в отношении содержания и использованных выразительных средств предложений, составленных в соответствии с заданием упражнения 121, и акцентируем внимание учащихся на необходимости различать паронимы и использовать их с учётом точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.
Напомним о необходимости соблюдать уместную интенсивность произнесения, соответствующий темп, правильную расстановку пауз при выразительном чтении фрагментов из сказки А. С. Пушкина (упражнение 95 (1)).
По своему усмотрению учитель уточнит сформулированное ребятами значение, в котором в первом стихотворном фрагменте использовано прилагательное глубокий – «достигший полноты своего проявления, высшего предела». Достаточным будет также ответ, что прилагательное глубокий в этом отрывке используется в роли эпитета в значении «непроглядный», «густой», «непроницаемый».
II. Синонимы (упр. 103-105, 106, 109)
В процессе работы с заданием 1 упражнения 95 ученики вспомнили, что для толкования значения слова может быть использован способ подбора синонимов. На основе плана в упражнении 103 организуем повторение и систематизацию сведений о синонимах.
В сильном классе попросим учащихся привести примеры, иллюстрирующие второй пункт плана в упражнении 103. Учащимся слабого класса предоставим возможность выбрать необходимые примеры из ряда слов, предварительно вынесенных на доску, например: смотреть, глазеть, взирать; большой, огромный; глядеть, всматриваться; мыслить, думать, ломать голову; колоссальный, большущий, крупный; задумываться, обдумывать.
Напомним семиклассникам о необходимости использования для построения правильных в грамматическом отношении предложений при толковании прилагательных вежливый ивыносливый в качестве ключевых слов других прилагательных или причастий, например: "Вежливый - соблюдающий правила приличия", "выносливый - способный много вынести, физически сильный".
В случае необходимости учитель может уточнить сформулированные значения: неутомимый - "очень выносливый, не знающий усталости", терпеливый - "обладающий большим терпением (способностью безропотно переносить что-либо)"; учтивый - "почтительно вежливый", деликатный - вежливый, мягкий в обращении", воспитанный - "отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя", тактичный - "обладающий тактом - чувством меры, создающим умение вести себя приличным, подобающим образом" и т. д.
Предоставим учащимся пять минут для составления двух-трёх предложений в соответствии с заданием 2 упражнения 104, а затем определим, кому наилучшим образом удалось раскрыть в рамках предложения особенности лексического значения синонимов.
Работая с упражнением 105, учащиеся определят, что в значении слов арена и сцена есть существенные различия, которые определяют особенности их контекстного употребления. Подчеркнём необходимость использования слов в соответствии с их точным лексическим значением и требованиями лексической сочетаемости.
Попросим ребят подготовить выразительное чтение по ролям текста, приведённого в упражнении 106, определив вначале общий тон высказывания - те чувства, которые необходимо передать при чтении (интерес и недоверие в вопросе, самоуверенность и задор - в ответе зайца-хвастунишки).
Чтобы подчеркнуть различия, которые существуют в значении синонимов, предложим ученикам расположить выписанные из последнего абзаца текста слова по мере усиления выражаемого ими значения (улыбнулись, хихикнули, засмеялись) и попытаться продолжить этот ряд своими примерами (залились смехом, захохотали, покатились со смеху (разг.)). Напомним о необходимости при подборе примеров соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-синонимов (в тексте использованы глаголы совершенного вида прошедшего времени).
Ответив на вопрос задания 1 упражнения 109, учащиеся сделают вывод, что многозначное слово может быть членом разных синонимических рядов, в зависимости от того, в каком значении оно используется. Этот вывод закрепляется в процессе работы с заданием 2.
Предложим ученикам дополнить составленные самостоятельно ряды синонимов к многозначному прилагательному тяжёлый (упражнение 109 (2)), используя вынесенные на доску слова (например, нелёгкий, непростой, увесистый, тяжеловесный, массивный, грузный, сложный, невыносимый, нестерпимый, непереносимый, несносный, невозможный (разг.)), а также словарик синонимов (ряд, который открывается прилагательным трудный).
III. Антонимы (упр. 110)
Попросим ребят вспомнить, какие слова называются антонимами, и проследим, чтобы в ответах прозвучало указание на то, что эти слова относятся к одной части речи.
В слабом классе, после того как ребята используют отведённое на работу с упражнением 110 время, предоставим им возможность в течение минуты проверить свою работу и в случае необходимости заполнить пропуски, используя записанные на доске слова для справок (острый, сообразительный, осмысленный, умный, грязный, нечистый, неспокойный, облачный, затянутый тучами, пасмурный, грозовой) и только затем выслушаем их ответы.
IV. Лексические омонимы (упр. 113)
Попросим ребят вспомнить, какие слова являются лексическими омонимами, и обратим внимание на их отличие от омографов, омофонов и грамматических омонимов: при их сопоставлении обнаруживается абсолютное совпадение и в звучании (в отличие от омографов), и в написании (в отличие от омофонов) во всех формах (в отличие от грамматических омонимов). После этого ещё раз подчеркнём принадлежность лексических омонимов к одной части речи.
Предложим учащимся открыть толковый словарик и словарик лексических омонимов и определить отличия в оформлении словарных статей многозначных слов, с одной стороны, и омонимов – с другой. Заострим внимание учеников на том, что омонимы являются разными словами, именно поэтому значение каждого из них толкуется в отдельной словарной статье, тогда как для разных значений многозначного слова составляется одна словарная статья.
По своему усмотрению учитель может ограничить работу с омонимами, значения которых обыграны на рисунках в упражнении 113, составлением словосочетаний, а затем предложить поучаствовать в конкурсе на составление наиболее интересного по содержанию предложения.
Д. з.: 1) упр. 112; 2) индивидуальные задания - упр. 114, 115, 123 (см. Примечание), 124.
Примечание. Предложим работу с упражнением 123 двум-трём сильным ученикам.
Резерв – упр. 107.