Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Простые и сложные предложения
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске четыре предложения и схемы к ним.
Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.
Пришел сентябрь.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.
Надо написать предложения в соответствии со схемами.
Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее.
Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе.
Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.
В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения».
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ....
Цель урока; познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
3. Изучение косого материала
Учитель. Итак, мы с нами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
В каждом сложном по два простых предложения.
Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.
Учитель. Обобщите ноши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.
Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.
Учитель. Посмотрите не первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного.
Учитель обводит кружочком союз и.
Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.
Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?
Такие сложные предложения называются союзными.
Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного.
Учитель выделяет запятые.
Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие — бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Прибл...жался конец сентября а ...ктябрь пахнет к...пустой
Небо зат...нулось обл...ками а х..л...да ещё не наступили
Сад был густой и в...твистый пошёл тихий серый дождь
С...нтябрь благоухает ябл...ками но листья уже опали
Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.
Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставить недостающие знаки пре пинания. Вставить пропущенные буквы.
Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.
Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.
Выделите одно сложное предложение по своему признаку.
Можно выделить предложение Небо затянулось облаками, пошел гнили» серый дождь. Это бессоюзное сложное предложение, а остальные — союзные.
Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?
Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а, но.
Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам.
Упражнение 2 (написано на доске)
Ждет отдыха уставшая за лето земля к зиме готовится природа.
Огород уже пере копан но на одной грядке матово голубеют крепкие кочаны и одиноко тоскует подсолнух.
Днем дождь копошится в опавших тополиных листьях ночью иней покрывает пашни а по утрам разливаются молочные туманы.
Горьковато пахнут опавшие листья и ярким костром пылает калиновый куст.
Шифр: 3(a): 3(но, и); 2(и): 2.
Учитель. У осеки много примечательных явлений. Именно о них идет речь в осенней зарисовке, которую вам надо составить из предложений. Для этого внимательно прочитайте предложения и соотнесите их с шифром.
Скажите, какую работу вы должны выполнить.
Надо сначала написать сложные предложения, которые состоят из трех простых, а затем — из двух.
Учитель. Как вы установите очередность первых двух сложных предложений и последних?
Очередность можно установить по смыслу и по союзам.
Учитель. Какую еще работу надо сделать в сложных предложениях?
Надо поставить знаки препинания.
Учитель. Назовите первое сложное предложение со знаками препинания.
Днем дождь копошится в опавших тополиных листьях, ночью иней покрывает пашни, а по утрам разливаются молочные туманы.
Учитель. Напишите это и остальные предложения в соответствии с шифром.
Какой вывод можно сделать по новой теме в связи с выполненным упражнением?
В сложном предложении может быть и два, и три простых предложения.
Учитель. Может быть и более трех простых предложений. А теперь вспомните, с какими орфограммами вы группировали слова в первом предложении, и скажите, какую работу можно выполнить со словами второго предложения.
Можно продолжить группировку слов на эти правила.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Назовите слово из упражнения, в котором всего два согласных звука, оба звонкие, мягкие.
Это слово иней.
Учитель. Подберите более общее понятие к слову иней.
Иней — это маленькие кристаллы снега.
Учитель, Как они образуются?
Они образуются из-за того, что происходят испарения на какой-либо охлаждающейся поверхности.
Учитель. Дайте полное определение слову иней.
Иней — это маленькие кристаллы снега, которые образуются из-за того, что происходят испарения на охлажденной поверхности.
Учитель. Расскажите о правописании слова иней.
В слове иней два слога. Первый слог ударный. Безударная гласная е. Ее надо запомнить.
Учитель. Составьте предложения со словом иней в соответствии со схемами на доске. Внесите необходимые изменения в схемы предложений.
6. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили о простом и сложном предложениях.
Учитель. Обобщите этот материал по плану, который мы использовали на уроке, добавив к нему выводы, полученные во время выполнения упражнений.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оцениваются знания детей.