Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Прямая речь
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа
На доске написаны предложения:
1. Видна печаль по ясным очам, а кручина по белому лицу.
2. Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом».
3. Ржа железо ест, а печаль сердце.
4. «Спрос не грех, прости ты нас», — старший молвил поклонясь.
5. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.
6. «Как обидно!» — королевич отвечал.
Учитель. Сегодняшний урок мы начнем со словарно-орфографической работы. Напишите слова, которые я продиктую, и подчеркните в них орфограммы: суп, береза, туча, банан, солнце, вьюга.
Соедините между собой буквы, которые являются в словах орфограммами, Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Это слово печаль.
Учитель. Что такое печаль?
Печаль - это чувство грусти, подавленности.
Печаль — это невеселое, тоскливое настроение,
Печаль — это безрадостное настроение.
Учитель. Вы правильно отметили, что к слову печаль подходит несколько обобщающих слов (родовых понятий). А теперь дайте более полное лексическое значение слова печаль, объединив свои рассуждения.
Печаль — это грустное, невеселое чувство, состояние тоски и подавленности, безрадостное настроение.
Учитель. Найдите в орфографическом словаре слово печаль. Расскажите, как оно пишется.
В слове печаль два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная е. Ее надо подчеркнуть и запомнить. Па конце слова пишется мягкий знак, он указывает на мягкость предшествующего согласного.
Учитель. Напишите слово печаль в словарик. Подчеркните орфограммы.
Прочитайте первые три предложения на доске. Определите, что в них есть общего.
Во всех предложениях говорится о печали.
Учитель. Найдите в одном предложении слово, близкое по значению к слову печаль.
Это слово кручина.
Учитель. Что обозначает слово кручина?
Кручина — это более сильное чувство горя и тоски, чем печаль.
Учитель. На какие две группы можно разделить эти предложения?
В первую группу можно отнести первое и третье предложения. Это поговорки. Второе предложение — это строчки из сказки Пушкина.
Учитель. Скажите, какой смысл имеют эти поговорки.
В первой поговорке говорится о том, что печаль видна в глазах человека, а кручина — это более сильное чувство, оно видно по выражению лица.
Во второй поговорке говорится о том, что печаль портит здоровье человека так же, как ржавчина портит железо.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Прочитайте предложение из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке.
Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом».
Учитель. Есть ли в этом предложении слова, которые прямо передают речь какого-либо лица?
В этом предложении есть слова, которые прямо передают речь золотой рыбки.
Учитель. Скажите, о какой речи мы будем говорить сегодня на уроке.
Сегодня на уроке мы будем говорить о прямой речи.
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске.
1) Выяснить, что ...;
2) познакомиться с правилом написания с ...;
3) учиться правильно ... с ....
Цель урока: выяснить, что такое прямая речь; познакомиться с правилом написания предложений с прямой речью; учиться правильно писать предложения с прямой речью.
3. Изучение нового материала
Учитель. Давайте еще раз обратимся к предложению, взятому из сказки Пушкина. Найдите в нем слова, которые передаются от имени рыбки.
Не печалься, ступай себе с богом.
Учитель. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, и есть прямая речь. Она обычно сопровождается словами автора. Прочитайте слова автора и скажите, на что они указывают.
Отвечает золотая рыбка — это слова автора. В них указывается, кому принадлежит прямая речь.
Учитель. Обобщите эту часть наших рассуждений и скажите, что такое прямая речь и чем она сопровождается.
Прямая речь — это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых указывается, кому принадлежит прямая речь.
Учитель. Напишите предложение, с которым мы сейчас работали. Скажите, как выделяется прямая речь и как пишется ее первое слово.
Прямая речь выделяется кавычками. Ее первое слово пишется с большой буквы.
Учитель. Что ставится после слов автора?
После слов автора ставится двоеточие.
Учитель. Составьте схему предложения, в котором прямая речь стоит после слов автора.
А: «П».
Учитель. Прочитайте четвертое предложение.
«Спрос не грех, прости ты нас», — старший молвил поклонясь.
Учитель. Скажите, какое это предложение и чем оно отличается от предыдущего.
Это предложение с прямой речью. В нем прямая речь стоит перед словами автора.
Учитель. Что ставится после прямой речи перед словами автора?
После прямой речи перед словами автора ставятся запятая и тире.
Учитель. Составьте схему этого предложения.
«П», — а.
Учитель. Прочитайте остальные два предложения. Скажите, какой знак препинания, кроме запятой, может ставиться после прямой речи.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» — говорит она ему.
«Как обидно!» — королевич отвечал. После прямой речи, кроме запятой, может ставиться вопросительный или восклицательный знак.
Учитель. Составьте схемы предложений, в которых после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак.
«П?» — а. «П!» — а.
Учитель. Обобщите наши рассуждения, опираясь на схемы, составленные вами.
Используйте следующий план:
1. Что такое прямая речь?
2. Чем сопровождается прямая речь?
3. Как выделяется прямая речь и как пишется ее первое слово?
4. Какой знак препинания ставится после слов автора?
5. Какие знаки ставятся после прямой речи?
Учащиеся обобщают материал. Сравнивают свой вывод с вариантом учебника. Рассказывают правило по памяти.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске)
А П
Приплыла к нему рыбка, спросила Смилуйся, государыня рыбка.
Ей с поклоном старик отвечает Воротись, поклонися рыбке.
Говорит старику старуха Чего тебе надобно, старче?
Учитель. Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо соединить подходящие по смыслу слова автора и прямую речь, чтобы получились предложения с прямой речью?
Учитель. Кто может назвать первое предложение с прямой речью?
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Учитель. Напишите это предложение с комментированием. При необходимости используйте подходящую для данного случая схему.
Найдите в предложениях формы одного и того же слова.
Рыбка, рыбке.
Учитель. Назовите родственные слова в предложениях н выделите их составные части.
Старик, старуха, старче.
Учитель. Объясните постановку запятых внутри прямой речи во всех предложениях.
Скажите, что такое прямая речь и как оформляется на письме предложение с прямой речью.
Упражнение 2
1. Князь Гвидон ей отвечает Грусть-тоска меня съедает.
2. Там в лесу стоит одна отвечает ей она.
3. Бабушка постой немножко ей кричит она в окошко.
4. А Балда приговаривал с укоризной Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Шифр: 2:2.
Учитель. Прочитайте предложения. Определите их особенность. Сформулируйте свое задание в соответствии с шифром.
Это предложения с прямой речью. Надо объединить их попарно. Первую пару составят предложения, которые начинаются со слов автора, а вторую — предложения, которые начинаются с прямой речи.
Учитель. Прочитайте с комментированием предложения, которые начинаются со слов автора, и запишите их.
Прочитайте с комментированием предложения, которые начинаются с прямой речи, и запишите их.
Назовите обращения в предложениях, сравните, чем они отличаются от обращений из предыдущего упражнения.
В первом упражнении обращения находятся в конце предложения. Одно обращение состоит из двух слов: государыня рыбка. Во втором упражнении обращения находятся в начале и в середине прямей речи. Они состоят из одного слова: бабушка и поп.
Учитель. Какие слова, близкие по значению к слову печаль, звучали сегодня на уроке? Назовите их в порядке, отражающем усиление обозначенного в них чувства.
Грусть, печаль, тоска, кручина.
Учитель. Расскажите, как оформляется на письме прямая речь.
Упражнение 3
Я дочитал книгу и сказал: «Как хороши сказки Пушкина!»
«Больше всего мне нравится читать сказки Пушкина», — сообщил я другу.
«Нет ничего прекраснее сказок Пушкина», — пришли мы к выводу с одноклассниками.
«Наверное, нет людей, которые были бы равнодушны к сказкам Александра Сергеевича Пушкина», — подумалось мне.
Учитель. Работая по теме «Прямая речь» мы использовали строки на сказок прекрасного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Составьте предложение с прямой речью, в котором вы выразите свое отношение к сказкам великого поэта.
5. Итог урока
Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроне?
Мы говорили о прямой речи.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали о прямой речи. Используйте план, по которому вы обобщали изученный материал.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учеников на уроке.