Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Предложения с обращениями
Ход урока
1. Мобилизующий этап
Учащиеся под диктовку пишут предложения:
Осенний ветер ласково теребил золотистые косы берез.
Звонко на ветру гудели провода.
Под ветром колыхалось пшеничное поле.
Ветер, раздуй паруса!
Учитель. Ознакомьтесь с данной записью. Определите, формы какого слова здесь пропущены.
Во всех предложениях есть различные формы слова ветер.
Учитель. Прочитайте предложение, в котором слово ветер является подлежащим. Подчеркните основу.
Назовите предложение, в котором слово ветер является дополнением. Дополнение подчеркните.
Найдите предложение, в котором слово ветер является обстоятельством. Подчеркните его.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Прочитайте последнее предложение, обращаясь к слову ветер.
Скажите, как бы вы назвали слово, называющее того, к кому обращаются с речью?
Это слово можно назвать обращением.
Учитель. Скажите, как бы вы назвали предложения, в которых есть обращения? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Предложения, в которых есть обращения, можно назвать предложениями с обращениями. Значит, тема сегодняшнего урока — «Предложения с обращениями».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Узнать, что ... ;
2) выяснить, как выделяется в ... и ... речи;
3) учиться находить, правильно... и ставить знаки ... .
Цель урока: узнать, что такое обращение; выяснить, как выделяются обращения в устной и письменной, речи; учиться находить, правильно произносить и ставить знаки препинания при обращении.
3. Изучение нового материала
Учитель. Прочитайте предложения с обращением. Над обращением поставьте условное обозначение .
Ветер, раздуй паруса!
Учитель. Кого называют с помощью обращения?
С помощью обращения называют того, к кому обращаются с речью.
Учитель. Какой значимой единицей языка является обращение в данном предложении?
В данном предложении обращение является словом.
Учитель. Добавьте к слову ветер подходящее по смыслу другое слово так, чтобы получилось сочетание слов.
Морской ветер, звонкий ветер, ветер вольный и др.
Учитель. Обобщите эту часть наших рассуждений и скажите, что такое обращение и для чего оно служит.
Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Учитель. Посмотрите на наше предложение и скажите, какой знак препинания ставится после обращения. Составьте схему предложения.
После обращения ставится запятая.
Учитель. Произнесите обращение с восклицательной интонацией и скажите, какой знак препинания надо ставить в этом случае после обращения.
В этом случае после обращения надо поставить восклицательный знак.
Учитель. Напишите предложение, в котором обращение произносится с восклицательной интонацией, и поставьте нужные знаки препинания. Составьте схему предложения.
Ветер! Раздуй паруса.
Учитель. А теперь измените данное предложение так, чтобы обращение стало внутри него. Подумайте, как в этом случае надо расставить знаки препинания! Составьте схему предложения.
Раздуй, ветер, паруса!
Учитель. Скажите, в каком еще месте предложения может находиться обращение.
Обращение может находиться в конце предложения.
Учитель. Напишите данное предложение так, чтобы обращение находилось в конце, и поставьте нужный знак препинания. Составьте схему предложения.
Раздуй паруса, ветер!
Учитель. Обобщите эту часть рассуждений и скажите, как выделяются на письме обращения.
Учащиеся формулируют правило.
Учитель. Итак, обращения в письменной речи выделяются знаком препинания, чаще всего запятой. А какой опознавательный признак обращения есть в устной речи?
Опознавательным признаком обращения в устной речи является интонация.
Учитель. Верно. Мы произносим обращения так, как будто зовем того, к кому обращаемся с речью. Как называется такая интонация?
Такая интонация называется звательной.
Учитель. Назовите опознавательный признак обращения.
Опознавательный признак обращения — звательная интонация.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали об обращении, по плану:
1. Что такое обращение?
2. Как оно выделяется на письме?
3. Какой опознавательный признак обращения?
Учащиеся обобщают материал об обращении. Сравнивают его с текстом учебника. Рассказывают еще раз новый материал со своими примерами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Широка ты, родная Рос...ия, глубоки над тобой н...беса!
Прекрасны вы, п...ля з...мли родной.
Здравствуй, пестрая осинка, ранней ос...ни краса!
Мы славим тебя, наша родная з...мля.
Учитель. Прочитайте предложения. Объедините их попарно в соответствии с темой урока не менее чем по двум признакам одновременно.
Назовите первую пару предложений. Скажите, но каким признакам вы их объединили.
Можно объединить первое и третье предложения. В них обращения выражены словосочетанием, состоящим из двух слов. Обращения находятся в середине предложения. Они с двух сторон выделяются запятыми.
Учитель. Напишите эти предложения. Выделите обращения. Вставьте пропущенные буквы.
Аналогичным образом выполняется работа с другой парой предложений.
Учитель. Назовите слова из упражнения, которые имеют такой же состав, как слово пестрая. Выделите их составные части.
Скажите, что такое обращение и как они выделяются в письменной и устной речи. Повторяется правило.
Упражнение 2
1. Приди, туча, и напои землю.
2. Стихните, ветры, перестаньте, бури.
Образец: Дети, берегите природу.
Дети берегут природу.
Учитель. Прочитайте предложения и образец. Сформулируйте к ним задание.
Каждое предложение надо перестроить так, чтобы существительное, выступающее в роли обращения, стало подлежащим.
Учитель. Прочитайте первое предложение. Охарактеризуйте его.
Первое предложение: Приди, туча, и напои землю. Это предложение с обращением. Обращение — туна. Оно стоит в середине предложения и с двух сторон выделяется запятыми.
Учитель. Перестройте это предложение в соответствии с заданием. Найдите и укажите его особенность.
Придет туча и напоит землю. В этом предложении существительное туча является подлежащим. Туча что сделает? придет и напоит. Здесь два однородных сказуемых.
Повторяется материал об однородных членах предложения.
Учитель. Попытайтесь без моей помощи проделать такую же работу со вторым предложением. Желательно, чтобы у вас получился связный рассказ без наводящих вопросов.
Второе предложение: Стихните, ветры, перестаньте, бури. Это предложение с двумя обращениями. Первое обращение ветры стоит в середине предложения и с двух сторон выделяется запятыми. Второе обращение — бури находится в конце предложения. Перед ним ставится запятая. Это предложение можно перестроить так: Стихнут ветры, и перестанут бури.
Учитель. Напишите это предложение, подчеркните главные члены. Что можете сказать об этом предложении?
В этом предложении две основы. Первая — ветры стихнут, вторая — бури перестанут. Это сложное предложение. Перед союзом и ставится запятая.
Учитель. Какое вы можете сделать добавление к нашему выводу об обращении по данному упражнению?
В одном предложении может быть несколько обращении.
Упражнение 3
1. Ветры, бури, ур...ганы, дуйте, что есть мочи.
2. Вихри, в...юги и бураны, разыграйтесь к ночи.
3. Здравствуй, Володя!
Учитель. Прочитайте данные предложения. Скажите, что в них есть общего?
Это предложения с обращениями. Они выделяются запятыми.
Учитель. Какие вы видите различия в этих предложениях?
В первом и во втором предложениях по три обращения.
Ученик называет их.
Они стоят в начале предложения. В третьем предложении одно обращение. Оно находится в конце предложения.
Учитель. Кто назовет еще одно отличие?
В первых двух предложениях обращаются к неодушевленным предметам, а в третьем — к одушевленному предмету.
Учитель. Напишите предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните орфограммы. Скажите, какую особенность, связанную с темой нашего урока, вы заметили в одном предложении.
Во втором предложении два обращения: вьюги, бураны — соединены союзом и, поэтому запятая между ними не ставится.
Учитель. Верно. Расскажите, где и почему вы поставили запятые, и какие подчеркнули орфограммы.
5. Итог урока
Учитель. О каком новом языковом явлении мы говорили сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы говорили об обращении.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня об обращении, включая выводы, которые были сделаны в процессе выполнения упражнений.
Ответы учеников. Дается задание на дом. Оценивается деятельность детей на уроке.