Диалог и монолог

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Диалог и монолог

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с диалогической и монологической речью, правилами оформления диалога на письме, учить выразительно читать предложения в соответствии со смыслом и знаками препинания в конце.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся познакомятся с диалогической и монологической речью, научатся правильно оформлять диалог на письме.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Дети по очереди рассказывают эпизод из сказки, в котором герои разговаривают, дают характеристику их речи.


2. Актуализация знаний

— Прочитайте слова, двигаясь по стрелочкам, и вы узнаете тему нашего урока.



3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 10.

— Прочитайте тему нашего урока. («Диалог».)

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Как отличить диалог от монолога?)


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 10.

— Прочитайте рубрику «Сведения о языке».

Расскажите, что вы узнали о диалоге.

Что такое монолог?

Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.

— Прочитайте отрывок из сказки.

Вспомните название сказки. Назовите героев сказки.

Что вы прочитали: диалог или монолог? Обоснуйте свой ответ. Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Что называется репликой?

Работа в парах.

— Подготовьтесь читать по ролям диалог мухи-горюхи и блохи-попрыгухи.

Выскажите своё мнение, какую роль играет знак тире (-) в диалоговой речи.

Спишите диалог.

Упражнение на распознавание диалога и монолога в устной речи. Текст читает учитель.

Пример диалога из сказки Н. Сладкова «Сорока и Медведь»:

— Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

— На какой вопрос, Стрекотуха?

— А почему тебя медведем зовут? Глухаря — понятно: он весной глухой. Зайца-беляка — понятно: он зимой белый, а вот медведь — не понятно!

— Хе-хе! Бестолковая ты птица: медведь — значит «мёд ведающий». Знаю, стало быть, где мёд спрятан.

Пример монолога из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»:

...Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат...

Работа по учебнику. С. 12, упр. 8.

Выразительное чтение монолога из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Выполнение заданий.

Словарная работа.

— Выпишите из текста «вежливое» слово.

Когда употребляется слово прощай в нашей речи (При расставании на долгий срок или навсегда).

Выполнение в рабочей тетради упр. б на с. 5.

Выразительное чтение текстов. Определение диалога и монолога.

Работа с учебником. С. 11. Рубрика «Страничка для любознательных».

Чтение текста «О происхождении слов». Объяснение значения этих слов с опорой на их этимологию.

Работа по учебнику. С. 13, упр. 10.

Составление диалога и монолога по рисункам.

Работа по учебнику. С. 14, упр. 11.

Работа в парах.

Составление диалога на тему «Разговор по телефону» или монолога «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».


5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Письмо по памяти.

Запись на доске:

Жизнь дана на добрые дела.

— Прочитайте пословицу.

Постарайтесь объяснить смысл пословицы.

Какие орфограммы встречаются в написании слов?

Повторите пословицу.

Запишите пословицу по памяти.

Способ проверки: самопроверка, сверка с образцом.


6. Самостоятельная работа

Работа по учебнику. С. 10, упр. 6.

— Обратите внимание, что в письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

Спишите диалог.


7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 7 на с. 5. Составить устно диалог.


8. Подведение итогов урока

— Что такое диалог?

Что такое монолог?

Ответьте на вопрос 4 из рубрики «Проверь себя» на странице 14 учебника.






Для любых предложений по сайту: [email protected]