Поурочные разработки по русскому языку 2 класс
Текст. Что такое текст
ЦЕЛИ УРОКА: учить отличать текст от других записей по его признакам, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, выбирать из набора предложений те, что могут составить текст на заданную тему, составлять текст из деформированных предложений.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Учащиеся научатся отличать текст от других записей, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, составлять текст из деформированных предложений.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Рабочая тетрадь, с. 5, упр. 7.
Заслушивание диалогов, составленных по рисункам. Инсценирование диалогов.
2. Актуализация знаний
— Слово рассыпалось. Помогите восстановить слово: определите место каждой буквы.
Прочитайте слово.
Ключевое слово: текст.
— Попробуйте объяснить значение этого слова.
3. Целеполагание
Работа по учебнику. С. 15.
— Прочитайте название раздела (Текст).
Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся, изучая раздел «Текст».
Учащиеся знакомятся с информацией на с. 15: Вспомним ..., узнаем ..., будем учиться....
Работа по учебнику. С. 16.
— Определите учебно-познавательную задачу. (Что такое текст?) Сегодня на уроке вы будете учиться отличать текст от других записей, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, составлять текст из деформированных предложений.
4. Работа по теме урока
Работа по учебнику. С. 16, упр. 12.
— Прочитайте записи.
Постарайтесь определить, где записан текст, а где — предложения? Подумайте, что объединяет предложения в тексте.
Прочитайте рубрику «Сведения о языке». Что вы узнали из прочитанного? (Высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений, которые объединены общей темой и связаны между собой по смыслу, называют текстом.) Работа по учебнику. С. 16, упр. 12. Выполнение письменного задания.
— Прочитайте текст.
О ком этот текст?
Кто такие свиристели?
Посчитайте количество предложений в тексте.
Спишите первое предложения текста.
На доске запись предложений:
Мой брат научил меня плавать.
Я гостил в деревне.
Было лето.
Там есть река.
— Расположите предложения так, чтобы получился текст.
Запишите текст в тетрадь. (Было лето. Я гостил в деревне. Там есть река. Мой брат научил меня плавать.)
Учитель демонстрирует картину ранней осени.
— Рассмотрите картинку.
Прочитайте сочетания слов.
Ранняя осень, золотой наряд, жёлтые листья, интересная книга, перелётные птицы, добрый дедушка.
— Постарайтесь определить, какие сочетания слов помогут описать картинку. Запишите эти слова в тетрадь. (Ранняя осень, золотой наряд, жёлтые листья, перелётные птицы.)
Устно составьте рассказ по картинке, используя эти сочетания слов.
5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Работа в парах. Работа по карточкам.
— Разделите текст на предложения.
Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко
Вариант 1. Записать третье предложение.
Вариант 2. Записать первое предложение.
— Какие знаки препинания вы поставили в конце выписанных предложений?
6. Самостоятельная работа
Выполнение в рабочей тетради упр. 10 на с. 7.
— Составьте из предложений текст — укажите последовательность предложений цифрами.
Способ проверки: фронтальный опрос.
7. Домашнее задание
Выполнить упр. 10 на с. 7 в рабочей тетради.
Записать первые два предложения из составленного текста. Устно составить продолжение сказки.
8. Подведение итогов урока
— Что вы вспомнили сегодня на уроке?
Чем отличается текст от предложения?
Что такое текст?