Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания при диалоге - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: обобщить знания о диалоге и знаках препинания при нем; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
(Работа у доски и в тетрадях.)
— Составьте предложения с прямой речью по следующим схемам.
А: “П?”
А: “П!” - а.
“П, - а. - П...”
“П, - а: - п”.
— Замените прямую речь косвенной.
Артем явился ко мне и радостно сообщил: “Ура! У меня высокий балл. Я поступил!”
— Найдите ошибки в замене прямой речи косвенной.
Петя писал дедушке в деревню, что скоро наступит лето, ты приедешь к нам, а потом мы вместе поедем к тебе в деревню.
II. Комментированный диктант
Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъем не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые “муки творчества”.
Чайковский утверждал, что вдохновение - это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
Каждый человек, хотя и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения - душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.
Да, вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.
Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: “Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать”. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения.
(118 слов) (К. Паустовский)
III. Работа по теме урока
— Как переводятся с греческого языка термины диалог, монолог, полилог?
— Как можно оформить диалог на письме?
Работа с учебником: чтение § 102.
IV. Закрепление
— Составьте диалог по следующей схеме.
А:
- П!
- П, - а.
- П? - а.
А:
- П, - а.
— Составьте схему диалога.
Воропаев говорит:
- Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!
- Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, - отвечает Болотников.
- Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, - говорит Воропаев.
— Составьте диалог на тему “Разговор на перемене” (8—10 предложений).
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 102.
2. Упражнение 508.