Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Знаки препинания при цитатах - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: повторить основные способы цитирования; повторить пунктуационное оформление цитат.
Ход урока
I. Орфографическая разминка
— Выделите корни слов, объясните правописание безударных гласных в корнях.
Залезать на дерево - зализать рану, запевать куплет - запивать лекарство, навевать сны - навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье - поласкать ребенка, посветить фонарем - посвятить жизнь искусству, спешить жить - спишите примеры, частота посещений - чистота помыслов, развевается стяг - развивается действие, посидеть на лавочке - поседеть от переживаний, цветы увядают - увидать чудо, примерять платье - примирять врагов, шумят и пенятся валы - устало брели волы, проредили ростки на клумбе - зарядили ружья.
II. Проверка домашнего задания
1. Взаимоопрос по темам “Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь”, “Диалог”.
2. Взаимопроверка упражнения 508.
III. Работа по теме урока
1. Изучение § 103.
— Что такое цитата?
— Как оформляются цитаты в письменной речи?
— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?
— Как обозначается пропуск слов в цитате?
— Как правильно указать автора?
— Как оформить эпиграф?
(Для справок: слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные, выделяются кавычками.)
2. Выполнение упражнения 509 — устно с комментированием знаков препинания при цитатах.
3. Работа в тетрадях.
— Запишите предложения, грамотно их оформите.
1. Пушкин уверяет:
На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник.
2. Добролюбов уверен, что “...над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина...”.
3. Все мы помним начало пушкинского романа: “Мой дядя самых честных правил...”.
4. Автор статьи указывает, что в “золотой фонд мировой литературы вошли такие произведения, как “Война и мир””.
(Учитель обращает внимание на постановку двойных кавычек: кавычек-елочек “”, которые являются внешними, и кавычек- лапок — внутренних.)
IV. Закрепление
Задание: ввести различными способами цитату в текст.
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми (В. Сухомлинский).
Выполнение упражнения 510 со взаимопроверкой.
V. Итог урока
Домашнее задание
1. § 103.
2. Найти высказывания великих людей о языке, о культуре речи и оформите цитаты.