Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Ход урока

I. Фонетическая разминка

— Какие фонетические законы наблюдаются при произнесении согласных звуков в данных словах?

Над трибуной, веселиться, сгореть, с Шурой, с бинтиком, вскользь, с братом, к жене, низко, без шапки, в коробку, с досады, легче, изжить, наслаждаться.

II. Проверка домашнего задания

1. Устное сообщение по теме “Период”.

2. Чтение предложений, выписанных из произведений художественной литературы, с обоснованием выбора и объяснением постановки знаков препинания.

III. Работа по теме урока

Прочитайте § 100, 101, ответьте на вопросы.

— Назовите способы передачи чужой речи.

— Какой способ позволяет передать чужую речь очень точно?

— Чем отличается косвенная речь от несобственно-прямой?

— Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?

— Какие графические схемы позволяют передать прямую речь?

(Устное выполнение упражнения 502 с объяснением постановки знаков препинания.)

IV. Закрепление

1. Тест “Проверьте себя!”

1. Найдите правильную схему прямой речи, соответствующую предложению. (Знаки препинания не расставлены.)

Что найдется у вас кроме сбитой густой простокваши громким голосом заговорил Азамат что найдется у вас, кроме корки совсем засохшей?

а) “П? — а. — П?”;

б) “П? — а, — п?”;

в) “П?” — а. — “П?”;

г) П? — а. — П?

... безумный певец. Удача в руки идет, а он ее не берет говорит казак Пусть сегодня он, господин, место мое займет. Пусть идет, куда хочет, и делает, что хочет.

а) “П. — а. — П.”;

б) “П, — а, — п.”;

в) “П,” — а. — “П.”;

г) П, — а. — П.

2. Найдите знаки, которые нужно поставить в этом предложении:

Мы читаем в “Благодатном знании” Юсуфа Баласагуни что слово на землю сошло с небосвода и соглашаемся с его мнением Возвышена словом людская природа.

а) , () - “”;

б) , “” : “”;

в) , “” , : “”;

г) , “” , — “”.

2. Выполнение упражения 504.

Упражнение выполняется по вариантам (вариант 1 — 1—6-е предложения; вариант 2 — 7—12-е предложения). Задание: переписать, расставить знаки препинания, начертить схемы прямой речи. Проверка выполненного задания.

V. Итог урока

Домашнее задание

1. § 100.

2. Упражнение 511 или 512 (по выбору).






Для любых предложений по сайту: [email protected]