Русский язык поурочные разработки 10-11 классы к учебнику Н. Г. Гольцовой
Период. Знаки препинания в периоде - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: познакомить учащихся с периодом; научить ставить знаки препинания в многочленных сложных предложениях, построенных как период.
Ход урока
I. Фразеологическая разминка
— Объясните значения фразеологических оборотов. Что они представляют собой с точки зрения сферы их употребления?
Дела как сажа бела, ни дать ни взять, от жилетки до рукава, на своих двоих, последняя спица в колеснице, сапоги всмятку, без ножа зарезать, еле-еле душа в теле, ищи-свищи, гол как сокол, из кулька в рогожу, кормить завтраками.
II. Работа по теме урока
1. Анализ предложений.
— Запишите на доске и в тетрадях, подчеркните грамматические основы, составьте скобочную схему.
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно, кроме вас одной,
Невесты не искал иной.
А. Пушкин
— Какое это предложение по структуре?
— Сколько в нем частей?
— Как связаны придаточные части с главной?
— Начертите схему интонации этого предложения.
2. Работа с учебником.
Чтение § 99, выполнение упражнения 501, работа с вопросами и заданиями для повторения (с. 359).
III. Итог урока
Домашнее задание
§ 100, чтение и составление плана ответа.