География 8 класс - Поурочные разработки
Природные комплексы России (урок-практикум)
Цели и задачи урока: описать природный комплекс России с использованием карт, текста учебника. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации. Учить самостоятельно выбирать главное, слушать своих товарищей.
Оборудование: физическая, климатическая, тектоническая карты России, карта природных зон, карта растительности; книги; картины ПТК.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Практическая работа
Урок-практикум - одна из форм выполнения практической работы объемной по затратам времени. Учащиеся получают индивидуальные задания: Описать ПТК.
1. Карелия
2. Полуостров Ямал
3. Алтай
4. Приволжская возвышенность
5. Северный Урал
6. Северо-восток Сибири
7. Полуостров Таймыр
8. Остров Сахалин
9. Ставропольская возвышенность
10. Минусинская котловина.
Свой ПТК ученики могут вытянуть по жребию. Заготовить карточки с номерами. Пройтись учителю с карточками по ряду, затем по второму и по третьему. Совпадений территорий не должно быть. План работы может быть написан на доске, или специальная папка с планами на каждый стол.
План описания ПТК:
1. Географическое положение (к какому региону России относится, положение на территории региона).
2. Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный, равнинный). Преобладающая и наибольшая абсолютная высоты. Влияние внешних процессов на формирование рельефа (ледник, водная эрозия, антропогенное влияние...)
3. Полезные ископаемые (почему именно такие.)
4. Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления.)
5. Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота, подземные воды). Особенности рек - бассейн, океан, питание, режим и т. д.
6. Природные зоны, их использование и охрана.
7. Почвы.
8. Растения, животные.
9. Экологические проблемы территории.
Работа обычно занимает целый урок. Учитель собирает работы, проверяет и оценивает. Важно при проверке структурировать работу. Сколько баллов может ученик набрать за каждый пункт, сколько всего баллов может быть максимально.
Предположим за 1 пункт максимум 2 балла, за 2 пункт - 5 баллов, за третий пункт - 2 балла, за чевертый - 7 баллов, за пятый - 5 баллов.
Если всего за работу можно получить 40 баллов, то, набрав 40-35 баллов, ученик получает оценку «5», от 35 до 30 баллов - оценка «4», от 30 до 25 баллов - «3». Данные оценки - ориентировочны, нижний предел можно опустить до 20 баллов, все зависит от уровня учащихся.
Учитель должен знать, чего он ждет от работы, знать это должен и ученик. При проверке, каждый пункт отмечать «+», тогда учащимся будет понятно, почему та или иная оценка поставлена учителем. Примерное описание острова Сахалин.
1) Географическое положение
Остров Сахалин - это самый большой по площади остров России.
Относится к Дальнему Востоку.
Сахалин омывается Охотским морем, от материка отделяется Татарским проливом, а самое узкое место называется - проливом Невельского.
От Японского острова Хоккайдо Сахалин отделяется проливом Лаперуза. Остров вытянут с севера на юг от 54° с. ш. до 46° с. ш. (почти на 1000 км).
2) Геологическое строение и рельеф
Остров Сахалин расположен в области кайнозойской складчатости, здесь подвижная земная кора, о чем говорят частые землетрясения. Последнее землетрясение 1995 года разрушило город Нефтегорск.
Рельеф острова разнообразный. На севере - равнинный, а на юге - гористый. Здесь выделяются два хребта (Западный и Восточный).
Самая высокая точка острова находится в Восточном хребте - 1609 м (гора Лопатина).
На формирование рельефа острова оказывают влияние и внутренние процессы (движение земной коры) и внешние (водная эрозия и антропогенное влияние).
3) Полезные ископаемые
На острове добывают нефть, каменный уголь.
Нерудные, т. к. на поверхности остров сложен осадочными породами.
4) Климат
Умеренный пояс, муссонный климат.
Средняя температура января -15 °С, зима с сильными ветрами и снегопадами.
Лето прохладное, дождливое со средними температурами от +10 °С на севере, до +15 °С на юге.
Осадков выпадает много от 800 до 1000 мм.
Преобладают летние дожди, осадков больше в горах, на восточных склонах. Увлажнение избыточное. Часты тайфуны.
5) Воды
Реки острова короткие, полноводные, порожистые - в горах, и достаточно спокойные на равнинах северного Сахалина. Крупных озер нет, болота- в долинах. Вечной мерзлоты нет.
Реки имеют преимущественно дождевое питание, но весной получают снеговое питание.
Замерзают в ноябре, ледоход в конце апреля.
Реки относятся к бассейну Тихого океана.
6) Природные зоны
Сахалин - лесной остров.
На севере его растут лиственничные леса, а на юге - темнохвойные леса.
На вершинах хребтов - горная лесотундра и тундра.
На севере леса из даурской лиственницы с примесью березы и ольхи.
На юге темнохвойные леса из ели аянской, пихты с примесью дуба, тиса. На юге растет бамбук.
Почвы преобладают подзолистые, образуются под хвойной растительностью при избыточном увлажнении (промывные). Необходимы мелиоративные мероприятия: внесение удобрений, известкование, осушение.
Растительный и животный мир беднее, чем на материке. Богаты морскими животными прибрежные воды: каланы, морские котики.
7) Экологические проблемы
Экологические проблемы связаны:
- с добычей нефти и угля.
- с опасными явлениями, стихийными бедствиями: ураганы (с прохождением тайфунов), землетрясения, наводнения, цунами.
Домашнее задание
Повторить весь пройденный материал по разделу.