География 8 класс - Поурочные разработки
Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Что? Где? Когда?)
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знания основных физико-географических показателей крупных природных комплексов России. Определить уровень знаний понимания факторов влияющих на особенности природы в ПТК.
Оборудование: физическая, климатическая карты России; картины; волчок со стрелкой; карточки-задания; песочные часы или секундомер.
Ход урока
Предварительная подготовка. Правила игры
Класс делиться на команды по 5-6 человек. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают флажки. Игровые столы ставятся по кругу, по количеству групп: в центре один стол - главный.
На главном столе конверты с вопросами и волчок. Команда, начинающая игру определяется по первому вопросу заданному всем командам. Время на обсуждение вопроса 30 секунд. Вопрос из конверта, на который указал волчок, зачитывает ведущий (очень важно, как прочитан вопрос -эмоционально с паузой перед чтением). Лучше если ведущий - учитель.
«Хранитель времени» - ученик следит за временем и объявляет по истечении «стоп», или «время».
Если у других команд есть ответ досрочный, то капитан поднимает флажок, ведущий подходит и, либо выслушивает ответ «на ушко», либо смотрит запись на листке. Правильно ли нет - не сообщается, пока команда за главным столом не дала ответа.
Если из 4 команд все ответили правильно - все по 1 баллу; из 4 команд 3 ответили правильно, а одна нет - ответившим по 2 балла; из 4 команд 3 ответили, а 2 нет - по 3 балла. Если, верный ответ дала только одна команда, она получает 4 балла.
Команда займет место за главным столом, если она набрала 4 балла.
Важно, чтобы весь класс, все команды принимали участие в обсуждении вопросов и имели возможность отвечать. Все члены команды, набравшей большее количество баллов (заранее обговорить максимальное количество баллов) получают оценки «5».
Условие в команде: все должны отвечать, а не один капитан (капитан следит за очередностью ответов). Если команда не дает правильных ответов, обсуждения в команде нет, стоит вывести команду из игры и дать карточки с более легким заданием.
Задания «Узнай меня»
1. «Край гранита, воды и лесов. Спокойна зеркальная гладь бесчисленных мелких озер, окаймленных дремучими лесами. Сказочно красивы их берега, сложенные из гранита и мрамора. Мощный ледник, точно гигантский панцирь, покрывающий некогда территорию, сползая на юг, придал ее поверхности своеобразный облик. Сгладил острые гребни возвышенностей и гранитных гряд, углубил впадины, разбросал по территории огромные массы валунов». (Карелия.)
2. «Здесь все не так у нас. Все то же, да не то.
Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые. Даже вороны большеклювые. За группой деревьев, обвитых виноградом, открывается поляна». (Дальний Восток, Приморье, Уссурийская тайга.)
3. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен.
Слезы брызгами летят...»
М. Ю. Лермонтов. (Кавказ.)
4. Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина,
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали,
Застелив мировое пространство
Монотонной печалью земли»...
К. Бальмонт (Западно-Сибирская равнина.)
5. И он как зеркало лежит,
Гора в него глядится.
То туча воды затемнит,
То солнце в них лучится.
О нем писали «Чаша вод».
Да. Но какая «чаша»!
(Озеро Байкал.)
6. «Земной пояс», «Камень», «Рифейские горы» - современное название появилось только в 18 веке в работах знаменитого русского историка и географа Василия Никитича Татищева. Какое? (Урал.)
7. Он - опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесники древней нашей славы
И славы нынешней творец.
(Урал.)
8. «Она использовалась для свай, на которые ставили дворцы Венеции. А в основании города Архангельска положено около 40 тыс. свай. В воде она не поддается ни пиле, ни топору. Хорошо переносит морозы, светолюбива, быстро растет». (Лиственница.)
9. Это место считается в северном полушарии - полюсом холода. Здесь зимние температуры понижаются до -70 °С. (Оймякон)
10. «Здесь множество теплых, горячих и просто кипящих озерков, лужиц самых разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового до коричневого и красного. Фыркают и плюются грязевые котлы, заросшие меломайником. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи весной находят здесь теплую грязь и греются в ней. (Дальний Восток. Камчатка.)
11. Это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, бросает на землю идущих людей. (Бора.)
12. Укажите лишнее в цепочке: баргузин, сарма, култук, фен. (Остальные ветры на Байкале.)
13. Какая связь существует между траппами и кимберлитовыми трубками? (С траппами связано место положения кимберлтрубок, а в них - алмазы.)
14. Булгунняхи или ... (гидролакколиты).
15. Что общего у булгунняха и г. Машу к. (Это лакколиты, только у булгунняха внутри - лед, а у лакколита - магма.)
16. Урманы, колки, 1-ривы - где их можно увидеть? (В Западной Сибири).
17. «Кто на губе не бывал, тот горя не видал». О какой губе сложилась эта поговорка? (Обская губа.)
18. Какие склоны Урала и почему получают большее количество осадков? (Западные ветры приносят осадки на Западные склоны.)
19. Объясните, почему Уральские горы асимметричны? (Предуралье сложено более мягкими осадочными породами, а центральная часть и Зауралье твердыми магматическими и метаморфическими.)
20. «Край незакатного солнца летом и озаренной полярными сияниями многомесячной ночи зимой, мир льда и снега, трескучих морозов и лютых метелей и вместе с тем край, чарующий и влекущий всякого, раз его увидавшего». (Тундра Восточной Сибири, Таймыр.)
21. «Зима здесь двуцветна - бледно-синее высокое небо и белая земля. При большом морозе долины и распадки ручьев окутаны колючим, приземистым туманом. В то же время на вершинах гор совсем другая картина. Там ослепительное солнце... При сильном морозе в тайге космическая тишина. Не слышно ни птиц, ни зверей. И только время от времени далекоразносится треск лопающихся стволов». (Восточная Сибирь, Якутия, котловина.)
22. Объясните, почему степи в поясе гор Южной Сибири встречаются отдельными пятнами? (В котловинах выпадает мало осадков.)
23. Узнай: фундамент ее - молодая платформа. Поверхность имеет блюдцеобразную вогнутую форму, большая часть ее заболоченная, недра богаты нефтью и газом. (Западно-Сибирская равнина.)