Биология 9 класс - введение в общую биологию тематическое и поурочное планирование к учебнику
Фотосинтез и хемосинтез - КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ - Уровни организации живой природы
Задачи урока: продолжить углубление знаний об автотрофном способе питания; сформировать понятия о световой и темновой фазах фотосинтеза; познакомить учащихся с сущностью процесса хемосинтеза; раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере.
Ход урока
Оргмомент урока
Проверка знаний
1. Характеристика автотрофных и гетеротрофных организмов. (Ответы учащихся у доски.)
2. Фронтальная беседа по вопросам:
1) Есть ли среди растений организмы с гетеротрофным типом питания? Если да, то приведите примеры (растения-паразиты: петров крест, заразиха и др.).
2) Известны ли вам организмы со смешенным типом питания? (Эвглена зеленая, росянка, омела белая.)
3) Какой процесс называется фотосинтезом?
4) В каких клетках протекает фотосинтез?
Изучение нового материала
1. Значение фотосинтеза. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
2. Характеристика световой и темновой фаз фотосинтеза. (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунка 32 учебника.)
3. Характеристика хемосинтеза. (Объяснение учителя.)
Закрепление материала
Заполнение таблицы. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и последующим обсуждением.)
Световая и темновая фазы фотосинтеза
Характеристика |
Световая фаза |
Темновая фаза |
Протекает в |
Хлоропластах |
Хлоропластах |
Энергия |
Захваченные кванты света используются для образования богатых энергией молекул АТФ и фотолиза воды |
Используется энергия, запасенная во время световой фазы |
Образуются |
Молекулы АТФ, О2, ионы Н+ |
Молекулы глюкозы из СО2 и ионов Н+ |
Задание на дом
Изучить § 2.11 «Фотосинтез и хемосинтез», ответить на вопросы в конце параграфа.
Заполнить таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза
Характеристика |
Фотосинтез |
Хемосинтез |
Протекает в |
Клетках, содержащих хлорофилл |
Клетках многих видов бактерий |
Используется энергия |
Света |
Окислительно-востановительных реакций |
Образуются |
Органические вещества |
Органические вещества |
Повторить § 1.4 и 1.6.
Итоги урока