ЗДОРОВЬЕ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМОВ ОСТАНОВКИ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ЗДОРОВЬЕ И ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО ФАКТОРЫ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 14 ИЗУЧЕНИЕ ПРИЕМОВ ОСТАНОВКИ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТЕЧЕНИЙ

Педагогическая цель

Сформировать представление о здоровье и влияющих на него факторах; закрепить знания об оказании первой помощи

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела; анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; предвидеть последствия влияния факторов риска на здоровье человека; будет знать меры профилактики вредных привычек; меры оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ

Личностные

результаты

Будут сформированы:

- мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук:

- любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

- интеллектуальные и творческие способности;

- навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Факторы, влияющие на здоровье, артериальное и венозное кровотечение

Оборудование

Бинт, ватно-марлевые повязки, жгут

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся

Фронтальная беседа

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

— Что такое здоровье? (Это гармоничное состояние организма, когда все органы и системы органов работают и функционируют нормально.)

- От каких факторов зависит здоровье? (Экология, гены организма, эмоциональное состояние.)

Слушают вопросы, отвечают

Осуществляют анализ ответов

Вопросы

II. Мотивация к изучению нового материала.

Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Установлено, что здоровье людей только на 20-25 % зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80 % - от природно-социальных и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения).

В наших силах сохранить наше здоровье, а вместе с тем и “здоровье” окружающей среды. Факторы окружающей среды, которые улучшают или, напротив, ухудшают здоровье человека, в значительной мере могут быть сознательно скорректированы человечеством в целом. Но для этого необходимо соблюдение правил поведения в окружающей среде

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы здоровья.

- Нарушения здоровья часто вызываются попаданием в организм чуждых его нормальному метаболизму химических веществ и соединений в объемах, превышающих защитные возможности иммунной системы. Пути поступления таких веществ в организм человека различны. В одних случаях они могут мало зависеть от конкретного человека, как, например, влияние искусственной радиации. В других случаях какая-то часть вредных веществ, болезнетворных бактерий или вирусов попадает в организм из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм или случайно. Это и отравления, вызванные некачественными продуктами, ядовитыми грибами, и потребление некачественной воды, а также пренебрежение требованиями гигиены. Все это может привести к тяжелым инфекционным и венерическим заболеваниям (амебиазу, гепатиту, хламидиозу, СПИДу и др.). Ряд особо опасных веществ вводится в организм намеренно, ради получения кратковременного удовольствия при курении, приеме алкоголя, наркотиков. Такие вещества особо опасны появлением стойкой зависимости от них организма, тяжело поддающейся лечению. Такая зависимость в случае раннего появления приводит не только к возникновению неизлечимых болезней, но и к потере социального статуса. По распространенности на первом месте здесь, конечно, стоит алкоголизм. А регулярное употребление наркотиков сразу же формирует непреодолимую потребность (манию) получения все новых и новых доз, быстро приводит к полной деградации организма и неизбежной смерти в скором времени.

Вопрос:

- Давайте выделим основные факторы, влияющие на здоровье человека. (Правильное питание, свежий воздух, отсутствие никотина и алкоголя, занятия спортом и т. д.)

- Верно. Но, к сожалению, нельзя исключить возможность несчастных случаев. Стоит запомнить несколько основных правил, которые могут помочь пострадавшему до прибытия профессиональной медицинской помощи.

1. Самое главное - не суетитесь и не создавайте панику. Глубоко вдохните, вспомните последовательность действий в экстренных ситуациях.

2. Отдавайте четкие и уверенные команды. Распределите, кто зовет на помощь более старших товарищей, а кто звонит по номеру 112 (или вызывает скорую помощь).

3. Оцените состояние пострадавшего. Если человек находится без сознания, проверьте у него наличие пульса на сонной артерии. (Учитель показывает либо обучающиеся сами вспоминают.)

4. Если пульс есть, человека необходимо перевернуть на живот и постараться освободить его дыхательные пути. Недопустимо поворачивать только голову, так как у пострадавшего может быть поврежден позвоночный столб в любом из его отделов.

5. Если пульса нет, то необходимо нанести удар кулаком по грудине. Удар позволяет механически сотрясти остановившееся сердце и в большинстве случаев заставляет его вновь сокращаться. Если удар по грудине нанесен в течение 1-2 минут после остановки сердца, то его эффективность составляет 70-80 %. (Помните: если удар будет нанесен человеку, сердцебиение у которого сохранено, то он может его убить!) Если удар не помог и пульс на сонной артерии не появился, следует срочно приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации, который состоит из непрямого массажа сердца и искусственного дыхания

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа, упражнения по оказанию первой помощи

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости сохранения здоровья и знания правил первой помощи. Наводящими вопросами помогает выявить причинно- следственные связи между средой обитания и состоянием здоровья человека. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу о одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Учитель организует применение правил первой помощи на муляжах: показывает, как делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца

Показывают на муляжах правильные меры оказания первой помощи

Закрепляют знания в практической деятельности

Наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Есть ли необходимость в знании правил оказания первой доврачебной помощи?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: подготовить сообщение на тему “Вредные привычки”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]