ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагогическая цель |
Создать условия для проверки качества усвоения учащимися знаний и умений по теме “Высшая нервная деятельность” |
Тип, вид урока |
Контроль знаний, контрольная работа |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся научится характеризовать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека (память, эмоции), их значение; приводить примеры торможения рефлексов, примеры врожденных и приобретенных программ поведения; описывать фазы сна; характеризовать значение сна для организма человека; использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма; будет знать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека; познавательные процессы, качества ума; типы нервной системы; фазы сна; значение сна для организма человека |
Личностные результаты |
Будут сформированы: навыки обучения; интеллектуальные и творческие способности; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Высшая нервная деятельность, речь, мышление, сознание, память, воля, эмоции, внимание |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для решения контрольных заданий |
Фронтальный опрос |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для проведения контрольной работы и выполнения заданий. Учитель может задавать наводящие вопросы, касающиеся тематики контрольной работы. Пока дежурные раздают тетради, учитель проверяет знание основных понятий, дополняет ответы и корректирует знания обучающихся |
Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя |
Вопросы учителя |
II. Мотивация |
Вводнаябеседа |
Мотивирует обучающихся к написанию контрольной работы. Использует такие слова и словосочетания, как “вы молодцы”, “все знаете”, “обязательно справитесь” и др. |
Ставят своей целью написание контрольной работы |
Устанавливают причинно-следственные связи |
Наблюдение |
III. Контроль знаний. Обеспечение контроля знаний |
Контроль |
Тест рассчитан на обучающихся со средним уровнем подготовки. Для обучающихся с более высоким уровнем подготовки учитель может составить другой тест. Контролирует работу учащихся, сообщает о времени |
Выполняют задания контрольной работы |
Внимательность, сосредоточенность, умение устанавливать причинно-следственные связи между известным и тем, что нужно найти |
Тестовые задания |
IV. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющаябеседа |
Оценивает работу учащихся во время урока. Этап рефлексии учитель проводит на следующем уроке. После проверки контрольной работы, на этапе актуализации знаний, проходит анализ контрольной работы и работа над ошибками |
Слушают учителя |
Контроль знаний и их коррекция |
Письменные ответы |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Контрольная работа по теме “Высшая нервная деятельность”
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:
а) Иваном Михайловичем Сеченовым;
б) Николаем Ивановичем Пироговым;
в) Ильей Ильичом Мечниковым.
2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести:
а) к условным рефлексам;
б) безусловным рефлексам;
в) приобретенным рефлексам.
3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:
а) безусловного рефлекса;
б) условного рефлекса;
в) инстинкта.
4. В основе приобретенного поведения лежат:
а) безусловные рефлексы;
б) условные рефлексы;
в) инстинкты.
5. Навыки катания на коньках, велосипеде, навыки плавания формируются на основе:
а) динамического стереотипа;
б) инстинктивных реакций.
в) безусловных реакций.
6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:
а) безусловное торможение;
б) исчезновение рефлекса.
в) условное торможение.
7. Мышление возникает на основе:
а) инстинкта;
б) рассудочной деятельности.
в) безусловных рефлексов.
8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:
а) Иваном Михайловичем Сеченовым;
б) Николаем Ивановичем Пироговым;
в) Иваном Петровичем Павловым.
9. Сон представляет собой:
а) один из видов торможения коры больших полушарий головного мозга;
б) один из особых видов возбуждения коры больших полушарий головного мозга;
в) временное прекращение деятельности мозга.
10. Во время сна клетки мозга:
а) прекращают свою активность;
б) восстанавливают свою работоспособность;
в) замедляют свою работоспособность.
11. Люди видят сны в период:
а) пробуждения;
б) медленного сна;
в) быстрого сна.
12. Взрослый человек должен спать в сутки:
а) 4 часа;
б) 8 часов;
в) 10 часов.
13. Состояние длительного многолетнего сна называется:
а) летаргией;
б) гипнозом;
в) сомнамбулизмом.
14. Специфическим условным раздражителем человека является:
а) действие;
б) слово;
в) мысль.
15. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются:
а) в восприятие;
б) впечатление;
в) ощущение.
16. Установление взаимосвязи между фактами - основа:
а) логической памяти;
б) механической памяти;
в) слуховой памяти.
17. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию называется:
а) познанием;
б) мышлением;
в) памятью.
18. Человек с неуравновешенным, легковозбудимым типом темперамента является:
а) сангвиником;
б) флегматиком;
в) холериком.
19. Человек с уравновешенным, спокойным, инертным типом темперамента называется:
а) сангвиником;
б) флегматиком;
в) меланхоликом.
20. Тип темперамента и особенности нервной системы:
а) наследуются от родителей;
б) зависят от внешней среды;
в) зависят от наследственности и факторов среды.
Ответы:
1. а). 2. б). 3. а). 4. б). 5. а). 6. а). 7. б). 8. в). 9. а). 10. б). 11. б). 12. б). 13. а). 14. б). 15. а). 16. а). 17. а). 18. в). 19. б). 20. в).