ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОЧЕК

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОЧЕК

Педагогическая цель

Сформировать представление об органах выделения, строении и функциях почек

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится называть особенности строения организма человека - органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена; распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы; будет знать органы мочевыделительной системы, меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Личностные результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеполовой канал, нефрон, первичная моча, вторичная моча, фильтрация

Оборудование

Таблицы и иллюстрации по теме “Строение почек”

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Выделение. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81774/?interface=:catalog&class-50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль знаний

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль: первый ученик пишет о витаминах А, Е, второй ученик — о витаминах В, D. Осуществляет фронтальный контроль.

- Что такое витамины? (Витамины - это биологически активные вещества, которые в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме.)

- Как называется состояние, при котором количество витаминов недостаточно? (Гиповитаминоз.)

- Как называется заболевание, при котором нарушаются процессы обмена веществ из-за недостатка витаминов? (Авитаминоз.)

- В каких продуктах питания содержится витамин С? (В свежих овощах и фруктах: шиповнике, лимоне, черной смородине, капусте.)

- Какие последствия развиваются при нехватке витамина D? (Недостаток витамина D приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту.)

- Что происходит при недостатке витамина С? (При недостатке витамина С повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге, при котором на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах: выпадают зубы.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Вопросы учителя, самостоятельная работа с карточками-заданиями

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Из предыдущих тем вы уже знаете, что каждый живой организм - открытая система. Это значит, что определенные вещества поступают в организм, а конечные продукты, в том числе и азотистого обмена, выводятся из организма наружу.

Продуктами белкового обмена веществ является аммиак. Это вещество вредно для организма, поэтому он переводится в мочевину и вместе с излишками воды выводится из организма. Сегодня мы более подробно рассмотрим строение органов выделения, чья работа помогает поддерживать постоянство внутренней среды организма.

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному-выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Какие конечные продукты обмена образуются в клетках тканей?

(В результате окисления углеводов и жиров образуются углекислый газ и вода, а при расщеплении белков еще и аммиак.)

- Какое значение имеет для организма выделение конечных продуктов обмена? (Конечные продукты обмена веществ в организме не используются, а излишек их вреден, поскольку может привести к нарушению работы систем органов и органов.)

- Какой из вышесказанного можно сделать вывод? (Конечные продукты обмена веществ выводятся из организма; в обратном случае нарушается постоянство внутренней среды.)

- Основными органами выделения являются почки, через которые удаляются азотсодержащие продукты распада белков, избыток воды, некоторые соли и другие вещества. Таким образом, почки поддерживают постоянное соотношение воды и солей в организме. Выделение продуктов обмена веществ осуществляется и другими путями.

Вопрос:

- Каким образом выводятся излишки воды из организма? (Через легкие в виде паров воды, через потовые железы.)

- В анатомии человека органы мочевыделения относят к мочевыделительной системе. Среди органов мочевыделения различают: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Найдите их на схеме органов выделения. (Работают со схемой.)

- Почки - парные бобовидные органы, расположенные у задней стенки брюшной полости на уровне 1-го и 2-го поясничных позвонков. Масса каждой почки равна приблизительно 150 г. Длина почки в среднем 12 см. Снаружи каждая почка покрыта оболочками из соединительной и жировой ткани. Почка состоит из двух слоев: более темного наружного - коркового и более светлого внутреннего - мозгового. Вогнутый край почки обращен к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из нее кровеносные сосуды. В этом же месте в почке находится полость, называемая почечной лоханкой. От почечной лоханки каждой почки отходит мочеточник, соединяющий почку с мочевым пузырем. Каждая почка состоит приблизительно из 1 млн нефронов. Нефрон является функциональной единицей почки и может обеспечивать процесс фильтрации, однако концентрирование мочи происходит только при совместной работе многих нефронов. Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. За счет высокого давления крови в клубочковых капиллярах вода и небольшие молекулы различных веществ, содержащиеся в плазме крови, проходят через тонкие однослойные стенки и попадают в щелевидное пространство капсулы, от которой начинается почечный канал. Образовавшийся при этом раствор называют первичной мочой. По составу первичная моча близка к лишенной белков плазме крови. Белки из-за большого размера молекул не могут попасть в просвет капсулы. Первичная моча содержит мочевину, сахара, витамины, минеральные соли, аминокислоты. Таким образом, большая часть компонентов первичной мочи необходима организму и не должна удаляться из него. Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию большинства веществ, содержащихся в первичной моче. При этом из первичной мочи обратно в кровь, проходящую по капиллярам, оплетающим извитые канальцы, поступают вода, соли натрия и калия, глюкоза, витамины, аминокислоты, то есть те вещества, которые организм может использовать в процессах обмена и терять которые было бы опасно для здоровья. В результате концентрирования из первичной мочи в канальцах образуется вторичная моча, которая содержит 98 % воды, 1,8 % мочевины, 0,2 % мочевой кислоты и некоторые минеральные соли. За сутки у здорового человека образуется 1,7-2,0 л вторичной мочи, что составляет примерно 10 % объема первичной мочи. По собирательным трубкам вторичная моча попадает в почечные лоханки и далее по мочеточникам в мочевой пузырь.

Мочевой пузырь - гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи. С внешней средой мочевой пузырь соединяется мочеиспускательным каналом. Стенки мочевого пузыря растягиваются, когда он постепенно наполняется мочой, и сокращаются, когда происходит мочеиспускание. Регуляция мочеиспускания осуществляется нейрогуморальным путем.

Из почек по мочеточникам постоянно движутся небольшие порции мочи, способствующие постепенному наполнению мочевого пузыря. Мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты и, следовательно, накопилось много мочи. В результате из нервной системы приходит сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи. Во время мочеиспускания открывается сфинктер, расположенный между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. Стенки пузыря сокращаются, и моча под давлением поступает в этот канал. Именно так все и происходит у маленьких детей! Но в процессе взросления этот рефлекс становится подконтрольным высшим отделам мозга, и мочеиспускание делается произвольным.

Задание. Используя текст учебника, выделите, чем отличается первичная моча от вторичной

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности


Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Чем отличается первичная моча от вторичной? (Во вторичной моче меньше воды и нет аминокислот, нет глюкозы; выше концентрация мочевины.)

- Какие структуры почек фильтруют кровь? (Нефроны.)

- Какую функцию выполняет мочевой пузырь? (Это резервуар для накопления мочи.)

- Где происходит обратное всасывание мочи? (В извитых канальцах нефрона.)

- Какой гормон усиливает обратное всасывание первичной мочи? (Вазопрессин.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 199-202; дополнительно: создать презентацию по теме “Выделительная система человека”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]