ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ВИТАМИНЫ, ИХ РОЛЬ В ОРГАНИЗМЕ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о роли витаминов в организме человека, о необходимости поступления витаминов в организм |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся; выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме; характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность; будет знать особенности пластического и энергетического обмена в организме человека, роль витаминов |
Личностные результаты |
Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Витамины. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81773/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Назовите промежуточные продукты расщепления белков. (Белки расщепляются до аминокислот.) - Куда всасываются аминокислоты? (Всасываются в кровь.) - Какие продукты образуются при расщеплении жиров? (Жирные кислоты и глицерин.) - Что происходит с избытком жиров и углеводов? (Избыток жира откладывается в запас в разных органах. Глюкоза откладывается в печени в виде гликогена.) - Расскажите о превращении одних органических веществ в другие. (Белки могут превращаться в жиры и углеводы. При обильном питании в углеводы могут превращаться жиры.) - Почему нельзя отказываться от белковой пищи? (Недостаток белков в пище является невосполнимым, так как они образуются только из аминокислот, которые поступают с белковой пищей, в основном животного происхождения.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение слышать ответы |
Вопросы учителя |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - В 1881 г. русского биохимика и врача Николая Ивановича Лунина (1853-1937) увлек вопрос: если в нужной пропорции смешать белки, жиры и углеводы, получится ли тогда полноценная пища или нет? Сказано - сделано, и вот уже две группы “мучеников науки” - мышей - готовы к эксперименту. Опытную группу Лунин снабжал составленным по образцу коровьего молока идеальным коктейлем из белков, жиров и углеводов, а контрольная лакомилась натуральным коровьим молоком. Результат был неутешительным. Контрольная набрала вес и обзавелась жизнерадостным потомством, а вот вся опытная группа погибла. Исследователь сделал вывод: одних белков, жиров и углеводов, по-видимому, организму недостаточно, в пище должно быть еще что-то очень важное для поддержания жизни. Дело Лунина продолжил польский биохимик Казимир Функ (1884-1967). Он долго кормил голубей очищенным рисом, и птицы захворали. Когда же ученый стал добавлять в корм рисовые отруби, голуби на удивление быстро выздоровели. В 1912 г. Функ провел химический анализ и выделил из рисовых отрубей первый витамин – В1, или тиамин. Кстати, ныне всем знакомое слово “витамин” придумал Функ - от латинского слова vita (“жизнь”) |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. - Жизнь без витаминов невозможна. Нужно их совсем немного, например витамина В1 нужно не более 30 г за всю жизнь, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет? Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина - и обмен веществ останавливается. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Давайте узнаем больше о витаминах и заполним таблицу (см. Ресурсный материал к уроку). Задание. Используя текст учебника и презентацию, заполните таблицу. (В презентации учитель готовит иллюстрации продуктов и сопутствующий текст о значении витаминов.) Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения: -Давайте проверим заполнение таблицы. (См. Ресурсный материал к уроку.) - Как называется состояние, при котором количество витаминов недостаточно? (Гиповитаминоз.) - Как называется заболевание, при котором нарушаются процессы обмена веществ из-за недостатка витаминов? (Авитаминоз.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости поступления витаминов в организм. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между нехваткой витаминов и развитием различных заболеваний. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. - Я называю витамин, а вы называете, в каких продуктах этот витамин содержится. 1) Витамин С. (Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста.) 2) Витамины группы В. (Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат.) 3) Витамин D. (Рыбий жир, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже.) 4) Витамин А. (Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент - каротин, из которого в печени человека образуется витамин А.) 5) Витамин Е. (В кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
||
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 194-198; дополнительно: создать презентацию по теме “Витамины” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
ВИТАМИНЫ И ИХ РОЛЬ
Название витамина |
Где содержится |
Значение для организма |
Какие болезни развиваются при недостатке витамина |
Витамин А |
Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент - каротин, из которого в печени человека образуется витамин А |
Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям |
При недостатке витамина возникает “куриная слепота” - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках; замедляется рост |
Витамины группы В |
Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат |
В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС. В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина, ведущие к развитию атеросклероза, ожирению печени, появлению камней в желчном пузыре. В12 регулирует образование клеток крови - эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков |
При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором наблюдается быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание. Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос. Недостаток приводит к развитию малокровия |
Витамин С |
Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста |
Регулирует обмен белков и углеводов |
При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость инфекциям. Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию - цинге, при котором на фоне общей слабости развиваются одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах; выпадают зубы |
Витамин D |
Рыбий жир, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже |
Участвует в обмене кальция и фосфора, формировании костей и мышц |
Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации - рахиту |
Витамин РР |
Дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко |
Обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов. Участвует в образовании гормонов надпочечников |
Недостаток витамина приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы. Кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками |
Витамин К |
Капуста, тыква, свекла, печень, мясо, клубника, шпинат, томаты |
Необходим для нормальной свертываемости крови |
Нарушается процесс свертывания крови |
Витамин Е |
Содержится в кукурузном и подсолнечном масле, зерновых, капусте, зеленых овощах, сливочном масле |
Влияет на функции эндокринной системы, помогает бороться со старением клеток |
Нарушения эндокринной системы, раннее старение |