ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ПЛАСТИЧЕСКИЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН. ОБМЕН И РОЛЬ БЕЛКОВ, УГЛЕВОДОВ, ЖИРОВ. ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН
Педагогическая цель |
Сформировать представление о процессах обмена веществ и энергии в организме; рассмотреть взаимозависимость пластического и энергетического обмена |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится давать определение понятиям пластический обмен, энергетический обмен; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха, для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ; характеризовать: сущность обмена веществ и превращения энергии в организме; обмен веществ как основу жизнедеятельности организма человека; будет знать определение понятий пластический обмен, энергетический обмен; сущность обмена веществ и превращения энергии в организме |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; понимание уникальности человека и ценности жизни каждого человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей). Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы. Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Анаболизм, катаболизм, пластический обмен, энергетический обмен |
Оборудование |
Таблицы “Энергетический обмен”, “Пластический обмен” |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Пластический и энергетический обмен. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81772/?interface=catalog&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний с использованием тестирования |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. Проводит тестирование по теме “Пищеварение” (см. Ресурсный материал к уроку). Контролируют правильность ответов обучающихся. - Какие свойства характерны для живых организмов? По каким критериям мы отличаем живой организм от объекта неживой природы? (Учащиеся называют свойства живых организмов: рост, развитие, размножение; необходимо свести все к главному свойству - обмену веществ и энергии.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Вопросы учителя, тестирование, самостоятельная работа |
|
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. - Программист из США, который устал тратить свое время и энергию на приготовление пищи и ее поглощение, решил создать коктейль, который содержит все питательные вещества, необходимые для выживания. Мужчина задался целью жить как можно более экономно, но оставаться здоровым. Американец надеется, что его изобретение поможет в решении проблемы голода в мире. Напиток получил название “сой- лент”. Он призван, по замыслу создателя, полностью заменить традиционную пищу. Этот напиток содержит все вещества, поступающие обычно с пищей и необходимые для поддержания жизнедеятельности. Разработан в 2013 году американским предпринимателем и программистом Робом Райнхартом. - Как вы думаете, какие вещества этот напиток может содержать? (Белки, жиры, углеводы, витамины.) |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя и устные ответы |
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни. Задание. Используя текст учебника, выделите, какие два процесса составляют основу обмена веществ и энергии в организме человека, то есть метаболизм. Составьте схему (см. Ресурсный материал к уроку). - Запишите определение энергетического и пластического обмена. - Как вы думаете, какой из процессов преобладает в молодом организме? (Пластический обмен.) - Почему? (Организму необходимо расти, для процесса роста требуются питательные вещества.) Задание. Используя текст учебника и дополнительный материал (предоставляет учитель), заполните таблицу “Питательные вещества” (см. Ресурсный материал к уроку). После заполнения таблицы учитель организует проверку выполнения задания, дополняет ответы учащихся своим рассказом. - Белки, которые поступают в организм человека, отличаются от белков, которые составляют основу нашего организма. Поэтому белки расщепляются до аминокислот. Далее аминокислоты всасываются в кровь и разносятся ко всем органам. Через мембраны клеток органов аминокислоты проникают в них, и там, в рибосомах, из нужной комбинации аминокислот создаются белки, свойственные данным клеткам: в мышцах - мышечные белки человеческого организма, в нейронах - белки, свойственные нервным клеткам. Жирные кислоты и глицерин, которые образуются при расщеплении жиров, всасываются в лимфу, транспортируются и поступают в клетки. Избыток жира откладывается в запас в разных органах. Глюкоза всасывается в кровь и при избытке откладывается в печени в виде гликогена. Инсулин играет важную роль в углеводном обмене, так как он стимулирует образование гликогена из глюкозы. Если в крови содержится недостаточное количество глюкозы, это способствует переходу гликогена в глюкозу и поступлению ее в сосудистое русло. В этом процессе участвует гормон, противоположный по действию инсулину, - глюкагон. Конечными продуктами обмена веществ являются вода, углекислый газ и аммиак, которые удаляются через кожу, печень, органы дыхания. В том случае, когда в пище не хватает какого-либо органического соединения, может происходить превращение одних веществ в другие. Так, белки могут превращаться в жиры и углеводы. При обильном питании углеводами могут образовываться жиры. Однако недостаток белков в пище является невосполнимым, так как они образуются только из аминокислот. Поэтому отказываться от белковой пищи ни в коем случае нельзя. Вопрос: - Конечными продуктами обмена веществ являются углекислый газ, вода и аммиак. Какими путями они выводятся из организма? (Углекислый газ и пары воды удаляются через легкие; под действием воды аммиак превращается в мочевину и выводится через почки.) - Какие белки называются полноценными? (Содержащие все необходимые человеку аминокислоты, в основном животного происхождения.) |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, записывают определения |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о важности сбалансированного питания; о необходимости принимать пищу, в которой содержатся белки, жиры, углеводы. - Почему нельзя отказываться от белковой пищи животного происхождения? (Она содержит незаменимые аминокислоты, которых нет в растительных белках.) Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между питанием и здоровьем. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке |
Отвечают на вопросы |
Выявляют причинно-следственные связи между питанием и здоровьем |
Вопросы учителя |
|
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
|
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
|
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 187-194 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
||
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Органические вещества |
Функции |
Промежуточные продукты распада |
Конечные продукты распада |
Куда всасываются |
Белки |
Строительная, энергетическая, регуляторная (ферменты) |
Аминокислоты |
Аммиак, вода, углекислый газ |
Всасываются в кровь и разносятся ко всем органам |
Углеводы |
Строительная, энергетическая, запасающая |
Глюкоза |
Вода, углекислый газ |
Всасываются в кровь и разносятся ко всем органам |
Жиры |
Строительная, энергетическая, запасающая, регуляторная (гормоны) |
Глицерин и жирные кислоты |
Вода, углекислый газ |
Всасываются в лимфатическую систему |
Тест по теме “Пищеварение в ротовой полости и желудке”
Вариант I |
Вариант II |
Уровень А. 1. В пищеварительном тракте питательные вещества: 1) усложняются по своему химическому строению; 2) переводятся в растворимое состояние; 3) не изменяются по своему химическому строению; 4) только механически обрабатываются. 2. Из аминокислот состоят: 1) жиры; 2) углеводы; 3) белки; 4) нуклеиновые кислоты. 3. Клетки слизистой оболочки желудка вырабатывают: 1) лизоцим; 2) желчь; 3) панкреатический сок; 4) соляную кислоту. 4. Основным ферментом в ротовой полости является: 1) пепсин; 2) трипсин; 3) липаза; 4) амилаза. 5. Желудочный сок начинает выделяться под воздействием: 1) сигнала, пришедшего по нервам; 2) гормона тироксина; 3) гормона адреналина; 4) желчи. 6. Определите правильную последовательность отделов пищеварительной системы: 1) рот - пищевод - глотка - желудок - кишечник; 2) рот - глотка - пищевод - желудок - кишечник; 3) рот - глотка - желудок - пищевод - кишечник; 4) рот - пищевод - кишечник - желудок - глотка. 7. Питательные вещества в желудке и кишечнике перевариваются под действием содержащихся в пищеварительных соках: 1) гормонов; 2) ферментов; 3) витаминов; 4) антител. Уровень С. Дайте полный развернутый ответ. С1. Зарисуйте и опишите строение зуба. С2. Что такое слюна? Каков ее состав? Какую функцию она выполняет? |
Уровень А. 1. Продуктами распада жиров являются: 1) глюкоза; 2) глицерин и жирные кислоты; 3) нуклеотиды; 4) аминокислоты. 2. Безусловный слюноотделительный рефлекс возникает: 1) при сигнале о времени обеда; 2) при виде пищи; 3) во время разговора о пище; 4) во время еды. 3. Пепсин - это фермент: 1) желез желудка; 2) слюнных желез; 3) поджелудочной железы; 4) печени. 4. В результате расщепления жиров образуется(ются): 1) глюкоза; 2) нуклеотиды; 3) аминокислоты; 4) глицерин и жирные кислоты. 5. Слюна начинает выделяться под воздействием: 1) гормона адреналина; 2) тромбоцитов; 3) сигнала, пришедшего по нервам; 4) желудочного сока. 6. У человека двенадцатиперстная кишка расположена ... 1) за пищеводом; 2) желудком; 3) тонкой кишкой; 4) толстой кишкой. 7. Расщепление органических веществ пищи в пищеварительном канале происходит под действием: 1) гормонов; 2) витаминов; 3) ферментов; 4) нуклеиновых кислот. Уровень С. Дайте полный развернутый ответ. С1. Нарисуйте и подпишите типы зубов человека. С2. Что входит в состав желудочного сока? Что происходит с пищей в желудке? |
Ответы:
Вариант I |
Вариант II |
Уровень А. 1.2. 2.3. 3.4. 4.4. 5.1. 6.2. 7.2. Уровень С. С1. У каждого зуба есть две части - коронка и корень. Коронка располагается над десной, а корни удерживают зуб в лунках костей челюсти. Основная масса зуба состоит из твердого костеподобного вещества - дентина. Коронка зуба покрыта защитным слоем эмали - тканью, лишенной клеток. Эмаль - самое твердое вещество в нашем организме. Корень зуба покрыт слоем цемента - особого вещества, необходимого для удержания зуба в его лунке. В толще дентина каждого зуба есть полость, заполненная мягким содержимым - пульпой. Через узкое отверстие в корне зуба в нее проходят нервы и кровеносные сосуды из костей челюсти. С2. На 98-99 % слюна состоит из воды. В ней содержатся пищеварительные ферменты, в частности амилаза, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов, в частности крахмал расщепляется до глюкозы. Поэтому переваривание углеводов начинается уже в ротовой полости. Важным условием эффективной работы ферментов слюны является ее слабощелочная реакция. Образование пищевого комка и покрытие его слизью обеспечивает муцин. В слюне содержится также лизоцим. Это бактерицидное вещество, частично обеззараживающее пищу путем уничтожения бактерий, попадающих в ротовую полость |
Уровень А. 1.2. 2.4. 3.1. 4.4. 5.3. 6.2. 7.3. Уровень С. С1. У человека зубы прорезываются дважды. Новорожденный ребенок появляется совсем без зубов. Затем постепенно (в течение 1-3-го годов жизни) у него прорезывается 20 детских, или молочных, зубов. Молочные зубы выпадают естественным путем в возрасте 5-6 лет. Молочные зубы сменяются постоянными. Типы зубов: резцы, клыки, малые коренные, большие коренные. С2. В слизистой оболочке желудка находятся миллионы мелких желез, вырабатывающих желудочный сок (около 2 л в сутки). Одни железы вырабатывают пищеварительный фермент - пепсин, другие - соляную кислоту. Пепсин необходим для расщепления белков, а соляная кислота активизирует его работу и убивает бактерии. В зависимости от состава и объема съеденной пищи ее пребывание в желудке длится от 3 до 10 часов. Стенки желудка способны медленно сокращаться, перемешивая пищу с желудочным соком. Перистальтика желудка также важна для правильного процесса переваривания пищи |