ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Педагогическая

цель

Сформировать представление о необходимости соблюдения правил гигиены и мер профилактики по предупреждению заболеваний мочевыделительной системы

Тип, вид урока

Формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты

Обучающийся научится использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; соблюдать меры профилактики вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; будет знать меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Личностные

результаты

Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Мочекаменная болезнь, воспаление почек, цистит

Оборудование

Иллюстрации строения почек

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль знаний

Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль.

- Чем отличается первичная моча от вторичной? (Во вторичной моче меньше воды и нет аминокислот, нет глюкозы; выше концентрация мочевины.)

- Какие структуры почек фильтруют кровь? (Нефроны.)

- Какую функцию выполняет мочевой пузырь? (Это резервуар для накопления мочи.)

- Где происходит обратное всасывание мочи? (В извитых канальцах нефрона.)

- Какой гормон усиливает обратное всасывание первичной мочи? (Вазопрессин.)

- Назовите главные органы выделения, опишите их строение (Почки - парные бобовидные органы. Снаружи каждая почка покрыта оболочками из соединительной и жировой ткани. Почка состоит из двух слоев: более темного наружного - коркового и более светлого внутреннего - мозгового. Вогнутый край почки обращен к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из нее кровеносные сосуды. В этом же месте в почке находится полость, называемая почечной лоханкой.)

- Что происходит в нефроне? (Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. За счет высокого давления крови в клубочковых капиллярах вода и небольшие молекулы различных веществ, содержащиеся в плазме крови, проходят через тонкие однослойные стенки капсулы и попадают в щелевидное пространство капсулы, от которой начинается почечный канал. Образовавшийся при этом раствор называют первичной мочой.)

- Как происходит обратное всасывание? (Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию большинства веществ, содержащихся в первичной моче. При этом из первичной мочи обратно в кровь, проходящую по капиллярам, оплетающим извитые канальцы, поступают вода, соли натрия и калия, глюкоза, витамины, аминокислоты.)

- Какое строение имеет мочевой пузырь? (Мочевой пузырь - гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи. С внешней средой мочевой пузырь соединяется мочеиспускательным каналом. Стенки мочевого пузыря растягиваются, когда он постепенно наполняется мочой, и сокращаются, когда происходит мочеиспускание.)

- Как происходит мочеиспускание? (Мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты и, следовательно, накопилось много мочи. В результате из нервной системы приходит сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи. Во время мочеиспускания открывается сфинктер, расположенный между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. Стенки пузыря сокращаются, и моча под давлением поступает в этот канал.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают

Вопросы

учителя

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Нарушения работы почек приводят к изменению состава внутренней среды организма. При этом нарушается течение многочисленных реакций обмена веществ, что приводит к сбою в работе всех органов и систем организма и вызывает опасность для жизни человека. Если пораженные болезнью почки производят мало мочи, то вода задерживается в организме и возникают отеки. Через почки многократно проходят все вещества, находящиеся в крови, в том числе и те, которые могут разрушать капсулы нефронов: уксус, алкоголь, поваренная соль. Вот почему необходимо соблюдать правила гигиены и меры профилактика заболеваний мочевыделительной системы

Слушают и понимают рассказ учителя

Наблюдают, осуществляют анализ объекта

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.

Записи в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены, бережное отношение к здоровью. Задание. Используя текст учебника на с. 202-203, выделите, какие заболевания органов мочевыделения могут развиваться.

Учитель контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения:

- Одно из заболеваний органов мочевыделения - мочекаменная болезнь. Камни - это твердые тела, которые могут образовываться в почках или мочевом пузыре, что приводит к возникновению болей, кровотечениям, воспалению, нарушениям оттока мочи.

Если в почки проникают болезнетворные бактерии, они могут вызвать в нефронах воспалительный процесс - пиелонефрит - и разрушить однослойный эпителий капсул нефронов. В этом случае из крови в мочу начнут проникать крупные молекулы и клетки крови и в моче появятся белки, эритроциты, лейкоциты. При повреждении стенок почечных канальцев ухудшается обратное всасывание в кровь необходимых веществ, в частности солей. Эти вещества выводятся с мочой, создавая таким образом их нехватку в организме.

Еще одним заболеванием органов выделения является цистит - воспаление мочевого пузыря. У здорового человека моча стерильна, но бактерии могут попадать в мочевой пузырь по мочеиспускательному каналу и вызывать инфекционный процесс. У женщин цистит возникает чаще. Цистит, как и пиелонефрит, лечат антибиотиками. Очень опасна для жизни человека острая почечная недостаточность - быстрое снижение способности почек очищать кровь от продуктов обмена, например от мочевины. Причиной острой почечной недостаточности могут быть повреждения почек, нарушение их кровоснабжения, почечные камни, отравления и др.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил гигиены и мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Какие меры необходимо предпринимать для уменьшения развития мочекаменной болезни? (Меры предупреждения мочекаменной болезни сводятся к уменьшению содержания в крови веществ, из которых образуются камни, с помощью лечебной диеты или путем применения лекарственных препаратов.)

- Какой диагноз скорее всего поставит врач, если в моче человека обнаружены белки и аминокислоты? (Пиелонефрит.)

- Какие меры необходимо предпринимать для профилактики развития заболеваний мочевыделительной системы? (Не переохлаждаться, чтобы не возникали инфекции, не употреблять вредные вещества, например алкоголь.)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Вопросы учителя

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Закрепляющая беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 202-203; записи в тетради

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение






Для любых предложений по сайту: [email protected]