ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Педагогическая цель |
Сформировать представление о необходимости соблюдения правил гигиены и мер профилактики по предупреждению заболеваний мочевыделительной системы |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся научится использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; соблюдать меры профилактики вредных привычек; анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье; будет знать меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Мочекаменная болезнь, воспаление почек, цистит |
Оборудование |
Иллюстрации строения почек |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный контроль знаний |
Актуализирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Чем отличается первичная моча от вторичной? (Во вторичной моче меньше воды и нет аминокислот, нет глюкозы; выше концентрация мочевины.) - Какие структуры почек фильтруют кровь? (Нефроны.) - Какую функцию выполняет мочевой пузырь? (Это резервуар для накопления мочи.) - Где происходит обратное всасывание мочи? (В извитых канальцах нефрона.) - Какой гормон усиливает обратное всасывание первичной мочи? (Вазопрессин.) - Назовите главные органы выделения, опишите их строение (Почки - парные бобовидные органы. Снаружи каждая почка покрыта оболочками из соединительной и жировой ткани. Почка состоит из двух слоев: более темного наружного - коркового и более светлого внутреннего - мозгового. Вогнутый край почки обращен к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из нее кровеносные сосуды. В этом же месте в почке находится полость, называемая почечной лоханкой.) - Что происходит в нефроне? (Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца. За счет высокого давления крови в клубочковых капиллярах вода и небольшие молекулы различных веществ, содержащиеся в плазме крови, проходят через тонкие однослойные стенки капсулы и попадают в щелевидное пространство капсулы, от которой начинается почечный канал. Образовавшийся при этом раствор называют первичной мочой.) - Как происходит обратное всасывание? (Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию большинства веществ, содержащихся в первичной моче. При этом из первичной мочи обратно в кровь, проходящую по капиллярам, оплетающим извитые канальцы, поступают вода, соли натрия и калия, глюкоза, витамины, аминокислоты.) - Какое строение имеет мочевой пузырь? (Мочевой пузырь - гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи. С внешней средой мочевой пузырь соединяется мочеиспускательным каналом. Стенки мочевого пузыря растягиваются, когда он постепенно наполняется мочой, и сокращаются, когда происходит мочеиспускание.) - Как происходит мочеиспускание? (Мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты и, следовательно, накопилось много мочи. В результате из нервной системы приходит сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи. Во время мочеиспускания открывается сфинктер, расположенный между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. Стенки пузыря сокращаются, и моча под давлением поступает в этот канал.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают |
Вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. - Нарушения работы почек приводят к изменению состава внутренней среды организма. При этом нарушается течение многочисленных реакций обмена веществ, что приводит к сбою в работе всех органов и систем организма и вызывает опасность для жизни человека. Если пораженные болезнью почки производят мало мочи, то вода задерживается в организме и возникают отеки. Через почки многократно проходят все вещества, находящиеся в крови, в том числе и те, которые могут разрушать капсулы нефронов: уксус, алкоголь, поваренная соль. Вот почему необходимо соблюдать правила гигиены и меры профилактика заболеваний мочевыделительной системы |
Слушают и понимают рассказ учителя |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта |
Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены, бережное отношение к здоровью. Задание. Используя текст учебника на с. 202-203, выделите, какие заболевания органов мочевыделения могут развиваться. Учитель контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения упражнения: - Одно из заболеваний органов мочевыделения - мочекаменная болезнь. Камни - это твердые тела, которые могут образовываться в почках или мочевом пузыре, что приводит к возникновению болей, кровотечениям, воспалению, нарушениям оттока мочи. Если в почки проникают болезнетворные бактерии, они могут вызвать в нефронах воспалительный процесс - пиелонефрит - и разрушить однослойный эпителий капсул нефронов. В этом случае из крови в мочу начнут проникать крупные молекулы и клетки крови и в моче появятся белки, эритроциты, лейкоциты. При повреждении стенок почечных канальцев ухудшается обратное всасывание в кровь необходимых веществ, в частности солей. Эти вещества выводятся с мочой, создавая таким образом их нехватку в организме. Еще одним заболеванием органов выделения является цистит - воспаление мочевого пузыря. У здорового человека моча стерильна, но бактерии могут попадать в мочевой пузырь по мочеиспускательному каналу и вызывать инфекционный процесс. У женщин цистит возникает чаще. Цистит, как и пиелонефрит, лечат антибиотиками. Очень опасна для жизни человека острая почечная недостаточность - быстрое снижение способности почек очищать кровь от продуктов обмена, например от мочевины. Причиной острой почечной недостаточности могут быть повреждения почек, нарушение их кровоснабжения, почечные камни, отравления и др. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа |
Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения правил гигиены и мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Какие меры необходимо предпринимать для уменьшения развития мочекаменной болезни? (Меры предупреждения мочекаменной болезни сводятся к уменьшению содержания в крови веществ, из которых образуются камни, с помощью лечебной диеты или путем применения лекарственных препаратов.) - Какой диагноз скорее всего поставит врач, если в моче человека обнаружены белки и аминокислоты? (Пиелонефрит.) - Какие меры необходимо предпринимать для профилактики развития заболеваний мочевыделительной системы? (Не переохлаждаться, чтобы не возникали инфекции, не употреблять вредные вещества, например алкоголь.) |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух |
Вопросы учителя |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Закрепляющая беседа |
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки |
Слушают учителя |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 202-203; записи в тетради |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |