ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ. ЛИМФООБРАЩЕНИЕ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о кровеносной системе как основной системе транспорта кислорода и углекислого газа, питательных веществ; рассмотреть путь движения крови в кругах кровообращения |
Тип, вид урока |
Комбинированный |
Планируемые предметныерезультаты |
Обучающийся будет знать понятия: аорта, артерии, капилляры, вены, органы кровеносной системы; систему лимфообращения; значение большого и малого кругов кровообращения; научится формулировать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены, называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; особенности строения организма человека - органы лимфатической системы; распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения; органы кровеносной системы; систему лимфообращения; органы лимфатической системы; характеризовать: сущность биологического процесса - транспорта веществ; сущность большого и малого кругов кровообращения; сущность биологического процесса лимфообращения; устанавливать взаимосвязи между кровеносной и лимфатической системами, между строением и функциями кровеносных сосудов |
Личностные результаты |
Будут сформированы интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные —научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, сердечный круг, лимфоузлы, лимфообращение, аорта, артерии, капилляры, вены |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, схемы с кругами кровообращения |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Органы кровообращения. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81764/?interface=pupil&class=50&subject=29 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Движение крови и лимфы по сосудам. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81766/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль. - Сколько групп крови различают у человека? (4 группы крови.) - На основе каких различий их выделяют? (На основе наличия агглютиногенов в эритроцитах и агглютининов в плазме.) - Какую роль играет свертывание крови? (Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.) - Какие факторы необходимы для нормального свертывания крови? (Специальные вещества, запускающие, образование тромба: растворимый белок - фибриноген.) - Почему кровь от людей с I группой крови можно переливать всем другим группам крови? (У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови.) - Назовите фактор, определяющий развитие той или иной группы крови у человека. (Обладание той или иной группой крови определяется генетически.) - Назовите ученого, открывшего существование четырех групп крови. (Австралийский ученый Карл Ландштейнер.) Учитель иллюстрирует на слайдах презентации или таблицах схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Организует сравнительный анализ кругов кровообращения: - В чем сходство и различия кровеносной системы представленных классов животных? (Один круг кровообращения или два; количество камер сердца; смешивается артериальная кровь с венозной или нет; говорят о неполной перегородке в сердце пресмыкающихся, о сходстве кровообращения человека и млекопитающих.) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы на вопросы учителя |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока* Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - Осуществление внутренней средой организма своих непосредственных функций возможно только при ее непрерывном движении - циркуляции. За реализацию этого процесса в организме человека отвечают особые транспортные системы: сердечно-сосудистая и лимфатическая. На протяжении нескольких уроков вы будете узнавать об особенностях строения, жизнедеятельности и регуляции органов кровообращения человека; об особенностях строения и функционирования лимфатической системы и значении лимфообращения. Мы с вами узнаем, что такое давление крови и пульс, а также поговорим о сердечно-сосудистых заболеваниях, их причинах и мерах предупреждения. Кроме этого, вы научитесь измерять кровяное давление, подсчитывать свой пульс |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно- следственные связи |
Наблюдение |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Движение крови происходит благодаря работе органов кровообращения: сердца и замкнутой системы сосудов. Если сердце останавливается хотя бы на несколько мгновений, то наступает потеря сознания и, если срочно не заставить сердце снова сокращаться, смерть. - Какого типа кровеносная система млекопитающих? (Замкнутая.) - У человека, как и у всех млекопитающих, кровеносная система замкнутого типа: кровь движется по организму только по кровеносным сосудам, не выходя за их пределы. Задание. Используя текст учебника, определите, какие сосуды называются артериями, а какие - венами. (Сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам и тканям, называют артериями, а сосуды, по которым кровь движется к сердцу, - венами.) - В артериях давление крови высокое, в связи с этим они имеют относительно толстые трехслойные стенки. Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний слой - гладкомышечный, внутренний слой образован одним слоем клеток - эндотелием. Крупные артерии, как правило, хорошо защищены, располагаясь в толще поперечнополосатых мышц. Они разветвляются на более мелкие, а те, в свою очередь, на артериолы. Разветвления артериол переходят в капилляры - тончайшие сосуды, имеющие стенки только из одного слоя клеток. Через эти стенки происходит обмен веществ между кровью и тканями. Диаметр капилляров - около 5 мкм (1 мкм равен 10-6 м): как раз такой, чтобы по ним, тесно прижимаясь к однослойным стенкам, смогли пройти эритроциты. Чем больше работы выполняет какой-либо орган, тем выше в нем скорость процессов обмена веществ и лучше разветвлена капиллярная сеть. Из капилляров кровь собирается в венулы, а из них - в вены. Давление в венах гораздо ниже, чем в артериях, поэтому и стенки вен гораздо тоньше и не такие упругие, как у артерий, хотя и имеют те же три слоя. Крупные вены имеют внутренние клапаны, пропускающие кровь только по направлению к сердцу. Самая крупная артерия нашего организма - аорта - выходит из левого желудочка. С аорты начинается большой круг кровообращения. От аорты отходит ряд крупных артерий: сонные (снабжающие кровью мозг), подключичные (несущие кровь в верхние конечности), подвздошные (питающие нижнюю часть тела) и т. д. От нее же отходят коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы. Отдав кислород и питательные вещества в окружающие капилляры ткани, кровь принимает из тканей углекислый газ и другие продукты обмена. Такая бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом кровь называется венозной. От головы и верхних конечностей венозная кровь собирается в верхнюю полую вену, а от нижних конечностей и органов брюшной полости - в нижнюю полую вену. Полые вены впадают в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Задание. Используя текст учебника, иллюстрации, ЭОР, составьте схему большого круга кровообращения. На выполнение работы у вас 3 минуты. Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку схемы: Левый желудочек → аорта → сонные артерии, артерии к телу и коронарныеартерии → капилляры в органах и тканях → обмен газов (отдают кислород, забирают углекислый газ, кровь становится венозной) → венулы → нижняя иверхняя полые вены → правое предсердие. - Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца, из которого выходит легочная артерия. Так как этот сосуд выносит кровь из сердца, то он называется артерией, хотя и содержит венозную кровь. Легочная артерия разветвляется на левую и правую легочные артерии, по которым эта венозная кровь попадает в легкие, где отдает углекислый газ, обогащается кислородом и превращается в артериальную кровь. По легочным венам эта артериальная кровь поступает в левое предсердие. Задание. Используя текст учебника, иллюстрации, ЭОР, составьте схему малого круга кровообращения. На выполнение работы у вас 3 минуты. Контролирует выполнение работы, организует коллективную проверку схемы: Правый желудочек → легочная артерия → левая и правая легочные артерии →капилляры в легких → обмен газов (отдают углекислый газ, принимаюткислород) → легочные вены → левое предсердие. - Важным показателем состояния организма человека является давление крови. Если оно по какой-то причине резко снижается, то ткани (прежде всего головной мозг) не получают достаточного количества кислорода и питательных веществ. Снабжение клеток головного мозга затруднено, поэтому человек становится вялым, сонливым, ему трудно усваивать новую информацию и вспоминать ранее изученный материал. Сильное снижение давления может наблюдаться при больших потерях крови. У пожилых людей чаще наблюдается противоположное явление - повышение давления. В том случае, если давление в кровеносных сосудах сильно повышается и они не выдерживают большой нагрузки, возникает угроза разрушения капилляров - угроза кровоизлияния. Более подробно о давлении крови в сосудах и о том, что заставляет кровь двигаться по сосудам, мы с вами поговорим на следующем уроке. Лимфатические сосуды начинаются с замкнутых лимфатических капилляров. Лимфатические капилляры имеют тончайшие однослойные стенки. Лимфа движется по лимфатическим сосудам, самые крупные из которых способны сокращаться, обеспечивая движение жидкости по лимфатической системе. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, пропускающие лимфу только в одном направлении. В результате практически вся лимфа сливается в самый крупный лимфатический сосуд - грудной проток. Его стенки сокращаются и выталкивают лимфу в верхнюю полую вену у места впадения ее в правое предсердие. Таким образом вся лимфа возвращается в кровяное русло |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Составляют схему большого круга кровообращения. Составляют схему малого круга кровообращения |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющая беседа, вопросы учителя |
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости беречь свое здоровье, следить за кровяным давлением. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в кругах кровообращения и способах вводить лекарственные препараты. - Какой путь пройдет лекарственный препарат, если он действует на легкие, а ввели его в вену правой руки? (Плечевая вена → правое предсердие → правый желудочек → легочная артерия → легочные капилляры (часть препарата может уже сейчас пройти к легким) → легочные венуллы → легочные вены → левое предсердие → левый желудочек → аорта → артерия, снабжающая легкие (лекарственный препарат вместе с питательными веществами попадает в тканилегких).) Обеспечивает положительную реакцию учеников на работуодноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатахучебной деятельности на уроке |
Решают задания с проговариванием алгоритма вслух |
Анализ, выявление причинно-следственных связей |
Устные ответы на вопросы учителя |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? |
Отвечают на вопросы |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устныеответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устныеответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 144-149. Дополнительно: составить презентацию по теме “Движение крови по сосудам” |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |