РАБОТА СЕРДЦА. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 9 ИЗМЕРЕНИЕ КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016

РАБОТА СЕРДЦА. НАБОРА ТОРНАЯ РАБОТА № 9 ИЗМЕРЕНИЕ КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о работе сердца как главном факторе движения крови по сосудам; помочь рассмотреть строение сердца и этапы его работы; способствовать развитию умений измерять кровяное давление

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков

Планируемые предметныерезультаты

Обучающийся будет знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научится давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, называть признаки (особенности строения) биологических объектов - кровеносных сосудов; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

Личностные результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности; навыки обучения

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией (поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации).

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Аорта, артерии, капилляры, вены, предсердия, желудочки, миокард, эпикард, систола, диастола

Оборудование

Тонометр, иллюстрации камер сердца в разрезе, схемы работы сердца

Образовательные

ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Работа сердца. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81765/?interface=pupil&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий

контроль

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, фронтальный контроль, индивидуальный контроль знаний

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль (см. карточки с заданиями в Ресурсном материале к уроку).

- Какие сосуды называются артериями, а какие - венами? (Сосуды, по которым кровь идет от сердца к органам и тканям, называют артериями, а сосуды, по которым кровь движется к сердцу, - венами.)

- Какое строение имеют крупные сосуды - артерии? (Наружный слой состоит из соединительной ткани, средний слой - гладкомышечный, внутренний слой образован одним слоем клеток - эндотелием.)

- Как называется самая крупная артерия? (Самая крупная артерия нашего организма - аорта - выходит из левого желудочка.)

- Используя схему (схема кровообращения пустая, на ней изображены только сосуды) кровообращения, объясните движение крови в большом круге кровообращения. (Большой круг кровообращения начинается с аорты, она выходит из левого желудочка. От аорты отходит ряд крупных артерий: сонные (снабжающие кровью мозг), подключичные (несущие кровь в верхние конечности), подвздошные (питающие нижнюю часть тела) и т. д. От нее же отходят коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы. Отдав кислород и питательные вещества в окружающие капилляры ткани, кровь принимает из тканей углекислый газ и другие продукты обмена. Такая бедная кислородом, но насыщенная углекислым газом кровь называется венозной. От головы и верхних конечностей венозная кровь собирается в верхнюю полую вену, а от нижних конечностей и органов брюшной полости - в нижнюю полую вену. Полые вены впадают в правое предсердие.)

- Используя схему, расскажите о малом круге кровообращения. (Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца, из которого выходит легочная артерия. Так как этот сосуд выносит кровь из сердца, то он называется артерией, хотя и содержит венозную кровь. Легочная артерия разветвляется на левую и правую легочные артерии, по которым эта венозная кровь попадает в легкие, где отдает углекислый газ, обогащается кислородом и превращается в артериальную кровь. По легочным венам эта артериальная кровь поступает в левое предсердие.)

- Используя схему, расскажите о движении лимфы в организме человека. (Лимфатические сосуды начинаются с замкнутых лимфатических капилляров. Лимфатические капилляры имеют тончайшие однослойные стенки. Лимфа движется по лимфатическим сосудам, самые крупные из которых способны сокращаться, обеспечивая движение жидкости по лимфатической системе. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, пропускающие лимфу только в одном направлении. В результате практически вся лимфа сливается в самый крупный лимфатический сосуд — грудной проток. Его стенки сокращаются и выталкивают лимфу в верхнюю полую вену у места впадения ее в правое предсердие. Таким образом вся лимфа возвращается в кровяное русло.)

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой

Устные ответы на вопросы учителя, самостоятельная работа

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Вводная беседа

Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

Учитель приводит статистику заболеваний сердца и смертности от заболеваний сердца.

- Необходимо следить за своим здоровьем, беречь сердце, а для того, чтобы сердце могло хорошо работать, необходимо выполнять физические упражнения, не курить и не употреблять алкоголь.

То, что сердце - насос, перекачивающий кровь, сейчас знают все. Однако до выхода в свет в 1628 г. книги английского медика и физиолога Уильяма Гарвея представления о сердечно-сосудистой системе были совершенно иными. В глубокой древности считалось, что сердце - очаг теплоты в организме, а во многих сосудах циркулирует совсем даже не кровь, а воздух. Нет сомнений в том, что Гиппократ, Аристотель и Гален были великими учеными, но в изучении и описании кровеносной системы человека они сделали множество ошибок

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи

Устные ответы на вопросы учителя

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Беседа по теме урока.

Работа в рабочей тетради.

Работа по учебнику

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены и здорового образа жизни.

- Сожмите левую кисть в кулак. У взрослого человека сердце - это полый мышечный орган массой около 300 г, соответствующий величине сложенной в кулак кисти. Оно расположено в грудной клетке позади грудины (с небольшим смещением влево) в специальной околосердечной сумке из соединительной ткани, называемой перикардом. Перикард выполняет защитную функцию. Стенка сердца состоит из трех оболочек, самой мощной из которых является средняя - миокард, образованная поперечнополосатой сердечной мышечной тканью. Волокна миокарда соединяются таким образом, что возбуждение, возникающее в одной области сердечной мышцы, быстро распространяется по всему сердцу, и оно начинает сокращаться, выталкивая кровь. Это связано с большой нагрузкой на сердечную мышцу вследствие постоянного ритмичного сокращения сердца в течение всей жизни человека.

Как и у млекопитающих животных, полость сердца человека продольной перегородкой разделена на две половины, не сообщающиеся между собой, - правую и левую. В правой половине сердца течет венозная кровь, в левой - артериальная. Каждая половина сердца состоит из двух камер: верхней - предсердия и нижней - желудочка. Между предсердиями и желудочками располагаются створчатые клапаны. Эти клапаны пропускают кровь только в одном направлении: из предсердия в желудочек, но не обратно! В перегородке между левым предсердием и левым желудочком находится двустворчатый (митральный) клапан. Митральным этот клапан назвали потому, что его створки по форме напоминают головной убор католических епископов - митру. В перегородке между правым предсердием и правым желудочком расположен трехстворчатый клапан. Со стороны желудочков к клапанам прикреплены сухожильные нити, благодаря которым клапаны могут открываться только в сторону желудочков и соответственно пропускать кровь только из предсердий в желудочки. Из левого желудочка выходит самая большая артерия - аорта, из правого желудочка - легочная артерия.

В самом начале аорты и легочной артерии расположены полулунные клапаны, пропускающие кровь только в сосуды соответственно большого или малого кругов кровообращения.

Работа сердца состоит в ритмическом нагнетании крови в сосуды кругов кровообращения.

Задает вопросы:

- Почему стенки желудочков толще и лучше развиты, чем стенки предсердий? (Желудочки выталкивают кровь в круги кровообращения с большой силой, чтобы она могла достичь самых удаленных от сердца участков тела. Поэтому они имеют хорошо развитые мышечные стенки, особенно левый желудочек.)

- Для того чтобы интенсивно работать всю жизнь человека, сердечная мышца должна получать питательные вещества и кислород с кровью. Кровеносная система самого сердца получила название коронарной. Левая и правая коронарные артерии отходят от аорты, разветвляются и снабжают всем необходимым клетки сердечной мышцы.

Сердечная мышца обладает особым свойством - автоматией. Если сердце удалить из грудной клетки, оно некоторое время продолжает сокращаться, не имея никакой связи с организмом. Импульсы, заставляющие сердце биться, ритмически возникают в небольших группах мышечных клеток, которые называют узлами автоматии. Главный узел автоматии находится в мышце правого предсердия, именно он задает ритм сердцебиений у здорового человека.

Организует работу с учебным материалом, формулирует задание:

- Используя текст учебника, ЭОР, таблицы “Работа сердца”, запишите, какие этапы в работе сердца выделяют, в чем их особенности. Заполните таблицу:

РАБОТА СЕРДЦА

Фаза

Предсердия

Желудочки

Время









Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания (см. также Ресурсный материал к уроку).

- Средняя частота сердечных сокращений у человека в состоянии покоя составляет около 75 ударов в минуту. Один сердечный цикл, состоящий из сокращения (систолы) и расслабления (диастолы) сердца, длится 0,8 с (три фазы). Из этого времени 0,1 с занимает сокращение (систола) предсердий (I фаза), 0,3 с - сокращение (систола) желудочков (II фаза), и 0,4 с длится общее расслабление (диастола) всего сердца - общая пауза (III фаза). При каждом сокращении предсердий кровь из них переходит в желудочки, после чего начинается сокращение желудочков.

По окончании сокращения предсердий створчатые клапаны захлопываются, и при сокращении желудочков кровь не может вернуться в предсердия. Она выталкивается через открытые полулунные клапаны из левого желудочка (по аорте) в большой круг, а из правого (по легочной артерии) в малый круг кровообращения. Затем наступает расслабление желудочков, полулунные клапаны закрываются и не дают крови вытекать обратно из аорты и легочной артерии в желудочки сердца.

Работа сердца сопровождается шумами, которые получили название тонов сердца. В случае нарушений в работе сердца эти тоны меняются, и, прослушивая их, врач может поставить диагноз.

Организует самостоятельную работу с учебником:

- Какие виды регуляции сердца определяют его работу? Используя текст учебника, выделите виды регуляции сердца.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует коллективную проверку; проверку выполнения упражнения.

- Как уже говорилось, сердце обладает автоматией и может сокращаться и без влияния со стороны регуляторных систем организма. Однако в жизни человека периоды покоя и отдыха сменяются моментами большого физического и морального напряжения. Поэтому работа сердца должна сильно меняться в зависимости от того, спит ли обладатель сердца, сдает экзамен или бежит стометровку. Работа сердца и сосудов регулируется двумя путями: нервным и гуморальным. Нервная регуляция сердца осуществляется вегетативной нервной системой, строение и работа которой будут подробно описаны ниже. Гуморальная регуляция происходит путем воздействия различных химических веществ, приносимых к сердцу током крови.

ЭКГ, или электрокардиография, - один из основных методов диагностики сердечно-сосудистых заболеваний, основанный на регистрации электрических явлений, возникающих на поверхности тела человека в процессе работы сердца. Так как камеры сердца сокращаются не одновременно, а в определенной последовательности, то электрические сигналы, исходящие от него, имеют сложную природу и могут быть зарегистрированы аппаратом под названием электрокардиограф, а затем записаны на бумаге или в памяти компьютера в виде электрокардиограммы (ЭКГ)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Устные ответы на вопросы учителя

Фронтальная работа

- Давление крови удобнее всего измерять в плечевой артерии. В этом отделе конечности у здорового человека оно составляет в момент сокращения сердца 120 мм рт. ст., а в момент расслабления - 80 мм рт. ст. Для измерения давления используют прибор тонометр. В аорте давление значительно выше, чем в артериях пальцев руки. В крупных венах грудной полости давление практически равно атмосферному. Скорость тока крови - важный показатель кровообращения. Разность давлений в сосудах заставляет кровь двигаться с определенной скоростью, которая зависит от сопротивления, оказываемого стенками сосудов, и от суммарной площади поперечного сечения всех сосудов. Суммарный просвет всех капилляров примерно в 1000 раз больше просвета аорты, поэтому кровь течет в них в тысячу раз медленнее. Медленное течение крови по капиллярам способствует обмену веществ и газов между тканями и кровью.

Пульс. В момент сокращения желудочков очередная порция крови толчком поступает в аорту и вызывает колебание ее стенки, кото рое далее распространяется по сосудам. Такие ритмические колебания стенок артерий, синхронные с сокращениями сердца, называют артериальным пульсом. По его частоте и силе можно судить о состоянии сердца и сосудов. Удобнее всего регистрировать пульс в тех местах, где артериальные сосуды ближе всего подходят к поверхности тела: это шея, предплечье, висок и т. д.




IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Лабораторная работа

Организует выполнение лабораторной работы. Контролирует правильность ее выполнения и измерения кровяного давления (см. ресурсный материал к уроку). На одном из учеников учитель демонстрирует правильное измерение давления.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости соблюдения здорового образа жизни. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между вредными привычками и факторами риска здоровья. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Измеряют кровяное давление

Выполнение задания по алгоритму

Наблюдение

V. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Необходимо ли уметь измерять кровяное давление?

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

Фронтальная работа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

Домашнее задание

Учебник, с. 149-152.

Дополнительно: подготовить сообщения по темам “Заболевания сердца”, “Заболевания сердечно-сосудистой системы”

Записывают задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

РАБОТА СЕРДЦА

Фаза

Предсердия

Желудочки

Время

I фаза

Систола предсердий

Сокращаются, кровь из предсердий движется в желудочки. Створчатые клапаны открыты

Расслаблены

0,1 с

II фаза

Систола желудочков

Расслаблены

Сокращаются, кровь через полулунные клапаны проходит в аорту и легочные артерии

0,3 с

III фаза

Общая диастола

Расслаблены

Расслаблены

0,4 с

Лабораторная работа № 9 “Измерение кровяного давления”

Цель: научиться измерять кровяное давление, сравнить давление у учеников в классе.

Ход работы.

1. Плотно оберните манжету вокруг обнаженного плеча испытуемого и закрепите ее.

2. Ниже манжеты (в локтевом сгибе) установите фонендоскоп.

3. Закрыв клапан баллона, нагнетайте в манжету воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате манометра 140-150 мм рт. ст.

4. Приоткрыв вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

5. В момент появления пульсовых ударов отметьте показания манометра. Они соответствуют максимальному (систолическому) давлению. Только в систолу кровь проталкивается через сдавленный участок.

6. Отметьте момент исчезновения пульса: манометр указывает минимальное (диастолическое) давление. В диастолу кровь перетекает бесшумно.

7. Для большей точности повторите измерения несколько раз. Делайте это быстро, иначе может возникнуть онемение.

8. Сравните полученные величины давления с показателями у других учеников. У всех ли одинаковое давление крови?

9. Сделайте выводы. Объясните полученные результаты.






Для любых предложений по сайту: [email protected]