ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ - БИОЛОГИЯ 8 класс к учебнику Н. И. Сонина - 2016
ТКАНЕВАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ И ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представления о группах крови человека и причинах групповых различий; познакомить обучающихся с резус-фактором; показать значение переливания крови как важного достижения медицины |
Тип, вид урока |
Формирование новых знаний |
Планируемые предметные результаты |
Обучающийся будет знать признаки внутренней среды организма; признаки иммунитета; значение прививок; научится называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор; анализировать и оценивать факторы риска для здоровья; находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови; сравнивать между собой строение и функции клеток крови; объяснять механизмы свертывания и переливания крови |
Личностные результаты |
Будут сформированы: интерес к изучению природы; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; ответственное отношение к природе, стремление к здоровому образу жизни; понимание значения семьи в жизни человека |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) |
Регулятивные - научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентами; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс). Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины |
Группа крови, резус-фактор |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Как наш организм защищается от инфекции. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046bldb44/81763/?interface=pupil&class=50&subject=29 |
Организационная структура урока
Этап урока, цель |
Методический прием |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Текущий контроль |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала |
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний |
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. - Что такое иммунитет? (Борьба организма с чужеродными организмами и веществами.) - Какие виды иммунитета различают? (Естественный и искусственный.) - Какие клетки крови участвуют в борьбе организма с бактериями? (Лейкоциты.) - Какие заболевания называются инфекционными? (Заболевания, вызываемые живыми возбудителями (бактериями, грибами, простейшими, вирусами), получили название инфекционных.) - Как называются клетки, способные поедать чужеродные клетки? (Фагоциты - специальные клетки, разновидность лейкоцитов.) - Что такое фагоцитоз? (Способность поедать чужеродные клетки и переваривать их.) - Назовите фамилию ученого, открывшего явление фагоцитоза (Явление фагоцитоза было открыто великим русским микробиологом Ильей Ильичам Мечниковым. Именно он обнаружил, что некоторые лейкоциты способны двигаться подобно амебам и захватывать чужеродные частицы в крови. Эти клетки И. И. Мечников назвал фагоцитами, то есть пожирателями, а открытое им явление - фагоцитозом.) - Назовите виды иммунитета. (Иммунитет подразделяют на естественный и искусственный. Естественный делится на врожденный приобретенный иммунитет. Искусственный подразделяется на активный и пассивный иммунитет.) - Что собой представляет сыворотка? (Сыворотка - это готовые антитела от переболевшего животного или другого человека.) - Назовите причину развития СПИДа. (Вирус, вызывающий данное заболевание, - вирус иммунодефицита человека.) - Что собой представляет аллергия? В чем она может проявляться? (Аллергия - это повышенная чувствительность организма к какому-либо веществу. В результате возникает реакция, сходная с воспалением.) - Какие вещества могут являться аллергенами? (Шерсть животных, пыльца растений, пыль, цитрусовые, лекарственные препараты.) Проводит фронтальный контроль знаний в виде тестирования (см. Ресурсный материал к уроку) |
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, слушают мнения одноклассников |
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой |
Устные ответы |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока |
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему: - Проблема переливания крови возникла очень давно. Уже в Древней Греции врачи пытались спасать истекающих кровью воинов. Но их попытки давать раненым пить теплую кровь животных не увенчались успехом. В XVII веке во Франции провели первую попытку перелить кровь внутривенно (то есть непосредственно в сосуды) от животного к человеку. Пациент не смог выжить. С этого момента уже не продолжались попытки переливании крови от животных к человеку. Неудачные попытки переливания крови от животных наводили ученых на мысли о том, что необходимо переливать кровь от человека к человеку. В некоторых случаях переливание оказывалось успешным. Но были и случаи, когда от непонятных факторов больной погибал. Лишь в конце XVIII - начале XIX века, после открытия Мечниковым теории иммунитета и явления фагоцитоза, ученые смогли научно обосновать процесс переливания крови. В 1930 году Карл Ландштейнер получил Нобелевскую премию за открытие групп крови человека. Сколько жизней смогли спасти врачи, используя данные о группах крови человека! Но в настоящее время наблюдается нехватка донорской крови. (Учитель может привести статистические данные о нехватке донорской крови в своем регионе.) Государство поддерживает людей, сдающих кровь. Более подробно об этом мы поговорим в течение урока. Среди ученых ведутся дискуссии о возможности переливания крови человеку от наших ближайших родственников из мира животных. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью высших обезьян. Но здесь встает вопрос этики. На помощь приходит новое направление в биотехнологии - клеточная инженерия. Ученые выращивают клетки и ткани. Возможно, найдутся ученые, чьи открытия помогут создавать искусственную кровь в пробирке и тем спасать жизни людей |
Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно- следственные связи |
Устные ответы на вопросы учителя |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией |
Беседа по теме урока. Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы гигиены, здорового образа жизни, гражданской позиции (возможность быть донором после исполнения 18 лет). - Вспомните, сколько раз вы падали, царапали колени, играя, могли получить ссадины и царапины. На месте ранения кровь застывает, появляется “корочка”. Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов. В месте повреждения сосуда начинают разрушаться тромбоциты, выделяя вещества, запускающие образование тромба. В плазме крове постоянно содержится растворимый белок - фибриноген. Под воздействием ферментов он превращается в длинные нити белка фибрина. Эти нити сплетаются в подобие сетки, скрепляя форменные элементы крови. В результате на месте повреждения сосудов возникает тромб, перекрывающий рану и прекращающий кровотечение. В том случае, если человек успел потерять много крови, ему приходится переливать чужую кровь. В XIX в. в Лондоне были сделаны первые попытки непосредственного переливания крови от одного человека к другому, но при этом часто наблюдалось разрушение эритроцитов, и в результате больной погибал. Оказалось, что кровь одного человека может быть смертельно опасной для другого. Когда в этой проблеме разобрались, то выяснили, что кровь всех людей можно разделить на четыре группы. В течение жизни группа крови у человека не меняется. Существуют две системы обозначения групп крови. В первой группы крови обозначают римскими цифрами от I до IV, а во второй - латинскими буквами А, В и нулем - система АВО. У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови. Таких людей называют универсальными донорами. Тем, у кого кровь относится к IV(AB) группе, можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме нет веществ, приводящих к слипанию эритроцитов. Этих людей называют универсальными реципиентами. Тем, у кого кровь относится ко II(A) или III(В) группе, можно переливать кровь или своей, или I(0) группы. Но правильнее всегда использовать для переливания кровь той группы, которая течет в сосудах нуждающегося в переливании человека. Обладание той или иной группой крови определяется генетически. В следующем году мы с вами сможем решить несколько задач на передачу групп крови от родителей своим детям. Кроме этого, на наружной поверхности эритроцитов может присутствовать белок, названный резус-фактором. Название этого белка происходит от названия вида обезьяны - макака-резус, - в эритроцитах крови которой он был обнаружен в 1940 г. Авторами этого открытия стали австралийский ученый Карл Ландштейнер (он же в 1930 г. открыл группы крови) и американский ученый Александр Винер. Людей, содержащих в крови белок резус-фактор, называют резус-положительны- ми Rh(+). Но у 15 % европейцев этого белка в крови нет, поэтому их кровь называют резус-отрицательной Rh(-). Если человеку с Rh(-) кровью перелить кровь от Rh(+) человека, то его лимфоциты начнут вырабатывать антитела к чужеродному для этого организма резус-фактору и возникнет реакция несовместимости. Особые проблемы, связанные с резус-фактором, возникают при беременности. Ситуация, при которой жена имеет резус-фактор отрицательный, а ее муж - положительный, и ребенок наследует от отца положительный резус-фактор, называется резус-конфликтом, поскольку резус-отрицательная женщина вынашивает резус-положительный плод. Если эритроциты эмбриона с чужеродным для матери резус-белком попадут в ее кровь, то иммунная система матери будет вырабатывать антитела к резус-белку и уничтожать эритроциты плода. Это может привести к целому ряду неблагоприятных последствий. Но, несмотря на возможность развития резус- конфликта, достижения современной медицины позволяют все реже возникать проблемам, связанным с несовместимостью по резус-фактору |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) |
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию |
Устные ответы на вопросы учителя |
Работа по учебнику |
Организует работу с учебником. Озвучивает задание: - Составьте схему переливания крови, подпишите наличие специальных белков у четырех групп крови. Запишите определение понятий “донор”, “реципиент”. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения: I группа - aβ. II группа - Аβ. III группа - Ва. IV группа - АВ. Донор - человек, который сдает кровь. Универсальный донор - человек с I группой крови. Реципиент - человек, которому переливают кровь. Универсальный реципиент - человек с IV группой крови. - Согласно законодательству нашей страны, донором может стать любой совершеннолетний гражданин РФ (которому исполнилось 18 лет). Существует ряд абсолютных отводов от донорства, которые действуют в течение всей жизни вне зависимости от давности заболевания и результатов лечения. Например, нельзя быть донором людям, инфицированным вирусом ВИЧ, перенесшим заболевания туберкулезом, сифилисом, гепатитом и рядом других опасных инфекций, имеющим тяжелые формы хронических заболеваний. В современных плазмоцентрах и станциях переливания крови существуют современные методы забора крови и плазмы - одноразовыми стерильными шприцами и специальным оборудованием. Перед сдачей крови донор обязательно проходит сдачу анализов и медицинский осмотр на возможность сдачи крови. Можно стать также донором стволовых клеток. Далее учитель может затронуть тему “Заболевания клеток крови” |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют, обобщают, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя,наблюдение |
|
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Закрепляющаябеседа |
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о необходимости вести здоровый образ жизни, о необходимости формирования гражданской ответственности (сдача крови, плазмы для спасения чужих жизней). Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между биологическими явлениями. Обеспечивает положительную реакцию учеников на работу одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке: - Сколько групп крови различают у человека? (4 группы крови.) - На основе каких различий их выделяют? (На основе наличия агглютиногенов в эритроцитах и агглютининов в плазме.) - Какую роль играет свертывание крови? (Свертывание крови - важнейшая защитная реакция, предохраняющая организм от кровопотери при разрушении сосудов.) - Какие факторы необходимы для нормального свертывания крови? (Специальные вещества, запускающие образование тромба; растворимый белок - фибриноген.) - Почему кровь от людей с I группой крови можно переливать всем другим группам крови? (У людей с I(0) группой крови эритроциты не слипаются, и поэтому их кровь можно переливать всем людям независимо от их группы крови.) - Назовите фактор, определяющий развитие той или иной группы крови у человека. (Обладание той или иной группой крови определяется генетически.) - Назовите ученого, открывшего существование четырех групп крови. (Австралийский ученый Карл Ландштейнер.) |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют, обобщают, устанавливают причинно- следственные связи |
Вопросы учителя,наблюдение |
V. Рефлексия учебной деятельности |
Фронтальная работа |
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? - Появилось ли у вас желание сагитировать свои близких и родных на то, чтобы они сдали кровь? - Есть ли у вас желание помочь людям и сдать кровь после исполнения 18 лет? |
Отвечают на вопросы |
Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами |
Устные ответы |
VI. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции |
Обобщающая беседа |
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки |
Осуществляют самоанализ деятельности |
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию |
Устные ответы |
Домашнее задание |
Учебник, с. 137-143, ответить на вопросы 2, 8 |
Записывают задание |
Читают задание. Задают уточняющие вопросы |
Наблюдение |
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тестирование по теме “Кровь. Состав крови. Иммунитет”
1. Внутреннюю среду организма образуют:
1) внутренние органы;
2) кровь, лимфа, тканевая жидкость;
3) полости тела;
4) ткани, образующие органы.
2. Жидкая часть крови называется:
1) тканевой жидкостью;
2) плазмой;
3) лимфой;
4) физиологическим раствором.
3. Строение эритроцитов связано с выполняемой ими функцией:
1) участие в свертывании крови;
2) обезвреживание бактерий;
3) перенос кислорода;
4) выработка антител.
4. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:
1) защиту от образования тромбов;
2) иммунитет;
3) постоянство внутренней среды;
4) превращение фибриногена в фибрин.
5. Кровь людей I группы можно переливать людям:
1) только с I группой;
2) только со II группой;
3) с любой группой;
4) только с IV группой.
6. Свертывание крови происходит с участием:
1) эритроцитов;
2) лейкоцитов;
3) тромбоцитов и солей кальция;
4) плазмы.
7. Резус-фактор - это:
1) особый белок, находящийся в крови;
2) невосприимчивость к заболеванию;
3) заболевание крови;
4) вещество, связанное со свертыванием крови.
8. Человеку, заболевшему дифтерией, необходимо срочно ввести:
1) вакцину;
2) сыворотку;
3) физиологический раствор;
4) антигены.
9. Антигенами называют:
1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию;
3) форменные элементы крови;
4) особый белок, который назвали резус-фактором.
10. Вакцина - это:
1) убитые или ослабленные микроорганизмы;
2) защитные вещества (антитела);
3) фагоциты;
4) лекарства, убивающие микробов.
Ответы:
1.2. 2.2. 3.3. 4.2. 5.3. 6.4. 7.1. 8.2. 9.2. 10.1.