УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КАРТУ

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КАРТУ

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: создать условия для развития умения свободно ориентироваться на карте полушарий, физической карте России; способствовать формированию умений с помощью условных обозначений находить, а также показывать на карте физические объекты; совершенствовать навыки самообразования, взаимодействия в парах

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с картой полушарий, физической картой России, условными обозначениями на карте, со шкалой глубин и высот; научатся находить и показывать на карте физические объекты; сравнивать карту полушарий и глобус; определять высоту гор и глубину океанов по карте полушарий

Мета предметные:

регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные - отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;

коммуникативные - обсуждать роль карты в жизни людей

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными, любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном; проявлять интерес к путешествиям по карте

Образовательные ресурсы: карточки с терминами для заданий игры “Эрудиты”, зеленые карточки для заданий игры “Аукцион знаний”; демонстрационный глобус, карта полушарий, физическая карта России

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Проводит игру “Аукцион знаний”. Записывает на классной доске слова “географическая карта”.

- Прочитайте ребус. Расскажите все, что вы узнали на прошедшем уроке о географической карте.

Проводит игру “Эрудиты”. Создает проблемную ситуацию.

- Знаменитый герой романов Артура Конан Дойла сыщик Шерлок Холмс умел извлекать из карт весьма полезную информацию. Раскрывая тайну собаки Баскервилей в одноименном романе, он спрашивает доктора Ватсона:

“ - ... Как вы думаете, где был я?

- Тоже весь день просидел сиднем?

- Вот и нет, я успел побывал в Девоншире.

- Мысленно?

- Совершенно верно. <.. .> я послал к Стенфорду за картой дартмурских болот, и мой дух блуждал по ним весь день. Лыцу себя надеждой, что теперь я освоился с этими местами как следует!

- Карта крупного масштаба?

- Да, очень крупного. - Он развернул один сектор этой карты и положил его на колени: - Вот тот самый участок, который нас интересует...”

И далее Шерлок Холмс по карте точно воссоздает ландшафт местности и ситуацию, в которой разыгрывалась баскервильская трагедия

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают ребус:

Ответ: карта.

Выполняют задания игры “Аукцион знаний”. Правила аукциона: по знаку учителя отвечает ученик, поднявший руку. За каждый правильный ответ ученик получает зеленую карточку. Неверные или повторяющиеся ответы не засчитываются. Три ученика, набравшие наибольшее число карточек, получают отметки в журнал.

Выполняют задания игры “Эрудиты”. К классной доске выходят желающие ученики. На столе учителя лежат карточки с терминами: “меридианы”, “параллели”, “экватор”, “нулевой меридиан”, “равнины”, “горы”, “океаны”, “материки”.

Каждый ученик берет по одной карточке и объясняет смысл того термина, который в ней указан. Затем, используя настенную карту, показывает конкретные объекты, которые обозначаются этим термином

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

• Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадку:

- Географическая карта.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику, тетради для самостоятельной работы

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Сравните карту полушарий и глобус. Чем они похожи и чем отличаются?

Далее организует работу в парах с целью проверки выполненного задания в тетради.

- Выполните в тетради для самостоятельной работы задание 11.

- На земном шаре уже не осталось неоткрытых островов, но и теперь карты служат средством исследования и получения разнообразной информации. Можно, сидя в кабинете, детально рассмотреть карту - модель местности, обмерить ее, сопоставить с другими и получить новые данные.

- Рассмотрите физическую карту. Как изображают океаны, моря, реки, озера?

- Как обозначены горы? Каким цветом обозначены равнины?

- Рассмотрите внимательно глобус и карту полушарий. Заметили ли вы, как окрашены океаны и на глобусе, и на карте?

- Только с помощью цвета на ровной поверхности карты и глобуса можно показать разную высоту гор и глубину океанов. Чем выше и глубже, тем темнее цвет.

- Чем глубже водоем, тем цвет темнее. Найдите на карте глубокие места, покажите их друг другу.

- Чем выше горы, тем темнее их цвет на карте. Найдите на карте самые высокие точки, назовите. Какова их высота?

- На картах расстояния уменьшены в сотни тысяч раз и даже в миллионы. Посмотрите на физическую карту на доске, ее масштаб 1 : 5 000 000, то есть 1 см на карте соответствует 50 км на местности. На физической карте России в вашем учебнике 1 см соответствует 270 км.

На физической карте полушарий в учебнике 1 см = 1200 км.

- В словарике учебника прочитайте значение терминами “шкала глубин”.

- В нижней части физической карты России найдите шкалу глубин. По шкале глубин определите, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Найдите на карте Северный Ледовитый океан и его самые глубокие места, окрашенные в темно-синий цвет. Найдите участки океана, окрашенные в голубой цвет, и определите их глубину.

- Где находится самое глубокое место в океанах? Специальная экспедиция обнаружила в Тихом океане самое глубокое место в мире - Марианскую впадину. Ее глубина 11 034 м. И если на дно впадины поместить самую высокую гору мира - Эверест (Джомолунгма) высотой 8848 м, то корабли, проплывая над Марианской впадиной, не заметят, что под ними величайшая гора.

Проводит динамическую минутку.

- Неровности поверхности суши изображают разными оттенками коричневого цвета. Например, Уральские горы, которые располагаются на территории России, считаются невысокими. Обратите внимание на то, что на карте эти горы окрашены светло-коричневым цветом. Гималаи - самые высокие горы на Земле. Поэтому они окрашены темно-коричневым цветом. Высоту гор помогает определить шкала высот, которая также находится в нижней части карты

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре, выступает делегат от пары.

- Глобус — модель Земли, а карта - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Рассматривая глобус, мы видим целиком только половину земной поверхности, карта полушарий позволяет видеть целиком поверхность нашей планеты. На глобусе и на карте одинаковые географические объекты показаны одними и теми же условными знаками. Зная их, можно “прочесть” карту. На карте, как и на глобусе, океаны, моря, реки, озера обозначаются синим и голубым цветами, равнины — зеленым и желтым цветом, горы - коричневым.

Выполняя задание в тетради, ученики находят названия двух-трех океанов, морей, рек, гор, равнин и выписывают их.

Работа в парах. Один из учеников показывает соседу по парте на карте полушарий в учебнике Атлантический, Тихий и Индийский океаны. А сосед показывает эти же объекты на глобусе.

- Моря, океаны обозначают голубым или синим цветом.

Горы обозначают коричневым цветом. Равнины - зеленым или желтым.

- Они окрашены неодинаково. Некоторые места океанов показаны бледно-голубым цветом, другие - синим или темно-синим цветом.

Работают с картой. Изучают условные знаки.

Выполняют динамическую минутку. Встают со своих мест, объединяются в пары и подходят к настенной географической карте. Один ученик показывает на карте любое место в океане. Вместе по шкале глубин определяют глубину этого места.

Вывод: условными знаками на карте изображаются леса, болота, озера, реки, каналы, города, государственные границы, города, столицы

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия всоответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику и тетради для самостоятельной работы

Организует беседу, помогает, сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Рассмотрите физическую карту России. Обратите внимание: в нижней части карты есть условные обозначения. Найдите и покажите столицу Российской Федерации. Покажите, где проходит государственная граница нашей Родины. Как обозначается граница полярных владений? Покажите.

Организует работу в парах.

- Найдите и покажите реки нашей Родины, моря, горы.

- Рассмотрите шкалу глубин и высот. Определите глубину океанов и морей. Найдите самые глубокие места.

- Найдите самые высокие точки. Определите высоту гор.

- Используя условные обозначения, расскажите о территории нашей Родины.

Организует работу в тетради (задания 12, 13, с. 8)

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Работа в парах. Один из учеников находит на физической карте России географический объект и называет его, а сосед по парте пытается отыскать названные реку, море, равнину.

Один из обучающихся показывает соседу по парте на карте полушарий Гималаи, а его сосед показывает Уральские горы.

Задание 12: используя карту полушарий, находят и записывают по шкале глубин и высот самые глубокие и самые мелкие места Тихого океана, высоту Кавказских гор, высоту Гималаев.

Задание 13: используя физическую карту России, определяют условные знаки рек, озер, болот, вулканов и перерисовывают их в свои тетради.

По результатам выполнения заданий организуют выставку рисунков

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 25-27), рассказы из хрестоматии (с. 19-24)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое географическая карта? Какое значение имеет карта в жизни людей? Почему карта является особым источником географических знаний?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Карта - уменьшенное изображение всей земной поверхности или ее частей на плоскости с помощью условных знаков. А величина этого уменьшения называется “масштаб”.

- Сегодня я узнал...

- Я приобрел...

- Я научился...

- У меня получилось ...

- Я смог...

- Я попробую...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)






Для любых предложений по сайту: [email protected]