ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: дать представление о географических картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.); способствовать формированию умений работать с картой (“читать” карту) и выполнять задания на контурной карте; содействовать развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий

Планируемые результаты

Предметные:

получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении; познакомятся с понятиями “географический объект”, “северное”, “южное”, “западное”, “восточное” полушария; научатся работать с физической картой России, полушарий; выполнять задание на контурной карте

Метапредметные:

регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач; осознавать значение природы в своей жизни

Образовательные ресурсы: школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Северного и Южного полушарий, Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, указка, разноцветные карточки для ДМ

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Решите ребус.

- Что изображено на глобусе?

- Найдите на глобусе и покажите друг другу океаны, материки, моря, реки, горы.

Проводит игру “Назови три...”.

- Назовите три океана.

- Назовите три моря.

- Назовите три реки.

- Назовите три горы.

- Покажите столицу нашей Родины. Найдите город, в котором вы живете. Удобно работать с глобусом? Вся ли поверхность видна?

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Решают ребус:

Ответ: глобус.

- Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам

Выделять существенную информацию из ребуса.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи.

Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Отгадайте: о каком важном изобретении человека мы сегодня будем говорить? В этом нам помогут загадки:

• Дороги имеются - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя,

Луга есть - косить нельзя,

В реках, в морях воды нет. (Географическая карта.)

• Страны без людей, города без домов,

Леса без деревьев, моря без воды. (Географическая карта.)

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Отгадывают загадки.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- С помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Какой формы наша Земля? Какие объекты природы есть на поверхности Земли?

- Найдите на глобусе названия двух-трех материков, океанов, морей, рек, гор.

- Выскажите предположение: в чем неудобство пользования моделью Земли?

- Прочитайте текст параграфа. Что нового узнали?

- Слово “география” означает “землеописание” (от слов “гея” - земля, “графио” - пишу).

- Что такое географическая карта, уточните в словарике учебника. Где вы могли видеть географические карты?

Проводит динамическую минутку.

- Географические карты прочно вошли в жизнь современного человека. Географическими картами пользуются в походах и на экскурсиях.

- Карты - замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах.

- Рассмотрите карту полушарий. Выскажите свои предположения, что собой представляет карта полушарий. Проверьте правильность своих суждений в ходе чтения текста параграфа.

- Рассмотрите карту Северного и Южного полушарий, а также карту Западного и Восточного полушарий. Обратите внимание на то, что в первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору (показывает его на карте). А во втором случае линия разреза проходит по нулевому меридиану (показывает его).

- Как нам увидеть всю земную поверхность? Давайте мысленно разделим глобус на две половины по экватору и распрямим их. Что у нас получилось? Посмотрите на карту (с. 20 учебника).

- Что вы видите на двух полушариях? Какие материки и океаны?

- А если линия разреза проходит по меридиану, то земной шар делится на Западное и Восточное полушария.

- С какой картой полушарий удобно работать? Почему?

- Вы находите на карте моря, океаны, материки. Значит ли это, что вы умеете читать карту?

- Для того чтобы узнать что-то новое о других странах, землях, необходимо уметь “читать” карту. Надо уметь находить горы, равнины, моря, увидеть на карте их особенности. Рассмотрите физическую карту России. Что вы видите на карте?

- Покажите, какие моря омывают нашу страну.

- Какова поверхность нашей страны?

- Как появились первые карты? Прочитайте рассказ в хрестоматии “Как появились географические карты?”.

- Какими были первые карты? Что на них изображали?

- Карты изменялись по мере освоения человеком пространств Земли. Чем дальше в моря и океаны к неведомым берегам уходили корабли наших предков, чем дальше в глубь неизведанных земель пробирались путешественники, тем точнее становились географические карты. На них появились очертания новых океанов и материков. Так, например, очень долго на географических картах было лишь четыре материка: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка. Австралии и Антарктиды на старинных картах не было, потому что эти материки мореплаватели открыли много позднее.

- Внимательно посмотреть на карты полушарий. На них нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

- Чем отличается глобус от карты?

- Какие океаны изображены и на той, и на другой картах полушарий? Какие материки? Покажите эти океаны, материки на обеих картах полушарий.

- Как надо показывать объекты на карте?

- Географическая карта поможет тому, кто умеет ее “читать”. Прочитайте текст параграфа дальше. Что нового вы узнали?

- Рассмотрите настенную физическую карту России на доске. Найдите физическую карту России на форзаце учебника. Нужна ли вам настенная карта, если есть эта карта в учебнике?

- Рассмотрите карту в учебнике (с. 24). Что в ней необычного?

- Это контурная карта. Она нужна тогда, когда нужно самостоятельно нанести на нее необходимые сведения.

- Найдите на контурной карте Северный Ледовитый океан, Уральские горы.

- Определите по карте полушарий, в каком полушарии находится Южная Америка? Какие материки пересекает экватор?

- Можно ли придумать такие обозначения, чтобы с их помощью показать на контурной карте заповедники и заказники России?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Глобусы довольно громоздки. Ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус - сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, самые важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.

Выполняют динамическую минутку. Начиная с первой парты, школьники последовательно встают и говорят, где и когда они видели изображение Земли на географической карте (телевизор, географический атлас, газеты, журналы, учебники по окружающему миру, экран компьютера и т. д.). Ответ можно и повторить. Все садятся только после того, как прозвучит последний ответ. Школьники видели в учебниках по окружающему миру:

1-й класс - карта Московского Кремля;

2-й - карта школьного экскурсионного маршрута по городу;

3-й - физическая карта полушарий и физическая карта России; в тетради для самостоятельной работы - контурные карты и план местности (одна из разновидностей карт). Выступает ученик с сообщением:

- Еще в глубокой древности люди изображали местность, на которой они жили. В первобытном обществе люди ориентировались по расположению рек, лесов, холмов и т. д., а известную местность изображали на стенах пещер, гладких камнях, коре деревьев. Они понимали, что такой рисунок позволяет обозревать одним взглядом расположение интересующих их объектов. В Средние века, особенно в эпоху Великих географических открытий, карты стали жизненно необходимы морякам, землепроходцам, купцам. В современную эпоху карты используются во всех отраслях народного хозяйства. Они необходимы в строительстве, при изучении рек, озер, геологических, почвенных и других исследованиях. Капитаны морских и воздушных кораблей обязательно пользуются картой, необходима она и космонавтам.

Работа в парах. Находят карты полушарий в учебнике. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушария. Его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

- На Северном полушарии: Северный Ледовитый океан, Евразию, Северную Америку, часть Африки, часть Атлантического океана, часть Тихого. На Южном полушарии: Антарктиду, Австралию, Южную Америку, оставшуюся часть Африки, оставшиеся части Тихого, Атлантического, Индийского океанов.

- На карте Западного и Восточного полушарий полностью видны Северная и Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Тихий и Индийский океаны.

- На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.

- Географические объекты следует показывать указкой. Школьник, работающий у карты, стоит сбоку от нее, чтобы не заслонять карту одноклассникам. Указывая моря, океаны, равнины, горы, обводит указкой границы их расположения на карте. Указывая город, показывает его условный знак.

- Карты бывают разного размера и разного назначения.

- Настенная карта большего размера нужна, так как на ней лучше видны географические объекты.

- На этой карте нет подписей, эта карта не имеет условных цветных обозначений.

Дополнить и уточнить знания обучающихся о географических картах помогут рассказы в хрестоматии: “О чем рассказывают географические карты?”, “Россия на карте мира”, “Сколько городов в России?”, “Карта на один день”, “Спутник туриста”.

Читают тексты рассказов “по цепочке”

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует самостоятельную работу в тетради (задание 8, с. 6).

- Сравните признаки глобуса и карты. Найдите правильные ответы. Какое слово у вас получилось?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Отлично.

Составляют таблицу:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

Глобус

Карта

1. Видна вся Земля сразу.

2. Объемная модель, изображающая Землю.

3. Дает самое верное изображение формы поверхности Земли

1. Видна половина поверхности Земли.

2. Уменьшенное изображение Земли на плоскости с помощью условных знаков

Обозначены полюсы, параллели, меридианы

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Выполнить в тетради задания 9 и 10. Прочитать статью учебника (с. 19-24), рассказы из хрестоматии (с. 17-18)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Для чего нужна карта?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности)






Для любых предложений по сайту: [email protected]