Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: освоение нового материала |
||||||||
Педагогические задачи: дать представление о географических картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.); способствовать формированию умений работать с картой (“читать” карту) и выполнять задания на контурной карте; содействовать развитию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий |
||||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные: получат представление о географических картах, их разнообразии и назначении; познакомятся с понятиями “географический объект”, “северное”, “южное”, “западное”, “восточное” полушария; научатся работать с физической картой России, полушарий; выполнять задание на контурной карте |
Метапредметные: регулятивные - выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия |
Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач; осознавать значение природы в своей жизни |
||||||
Образовательные ресурсы: школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Северного и Южного полушарий, Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, указка, разноцветные карточки для ДМ |
||||||||
Организационная структура урока |
||||||||
Этап урока, формы работы |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности обучающегося |
|||||
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка |
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Решите ребус. - Что изображено на глобусе? - Найдите на глобусе и покажите друг другу океаны, материки, моря, реки, горы. Проводит игру “Назови три...”. - Назовите три океана. - Назовите три моря. - Назовите три реки. - Назовите три горы. - Покажите столицу нашей Родины. Найдите город, в котором вы живете. Удобно работать с глобусом? Вся ли поверхность видна? |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Решают ребус: Ответ: глобус. - Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены. Видна только та часть поверхности земного шара, которая обращена к нам |
Выделять существенную информацию из ребуса. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
|||||
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника. - Отгадайте: о каком важном изобретении человека мы сегодня будем говорить? В этом нам помогут загадки: • Дороги имеются - ехать нельзя, Земля есть - пахать нельзя, Луга есть - косить нельзя, В реках, в морях воды нет. (Географическая карта.) • Страны без людей, города без домов, Леса без деревьев, моря без воды. (Географическая карта.) - Определите цели урока, используя опорные слова |
Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Отгадывают загадки. - Сегодня на уроке мы... |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
|||||
IV. Открытие нового знания, способа действия. Работа по учебнику |
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. - С помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Какой формы наша Земля? Какие объекты природы есть на поверхности Земли? - Найдите на глобусе названия двух-трех материков, океанов, морей, рек, гор. - Выскажите предположение: в чем неудобство пользования моделью Земли? - Прочитайте текст параграфа. Что нового узнали? - Слово “география” означает “землеописание” (от слов “гея” - земля, “графио” - пишу). - Что такое географическая карта, уточните в словарике учебника. Где вы могли видеть географические карты? Проводит динамическую минутку. - Географические карты прочно вошли в жизнь современного человека. Географическими картами пользуются в походах и на экскурсиях. - Карты - замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, китайских шелковых тканях, русской бересте и медных скифских вазах. - Рассмотрите карту полушарий. Выскажите свои предположения, что собой представляет карта полушарий. Проверьте правильность своих суждений в ходе чтения текста параграфа. - Рассмотрите карту Северного и Южного полушарий, а также карту Западного и Восточного полушарий. Обратите внимание на то, что в первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору (показывает его на карте). А во втором случае линия разреза проходит по нулевому меридиану (показывает его). - Как нам увидеть всю земную поверхность? Давайте мысленно разделим глобус на две половины по экватору и распрямим их. Что у нас получилось? Посмотрите на карту (с. 20 учебника). - Что вы видите на двух полушариях? Какие материки и океаны? - А если линия разреза проходит по меридиану, то земной шар делится на Западное и Восточное полушария. - С какой картой полушарий удобно работать? Почему? - Вы находите на карте моря, океаны, материки. Значит ли это, что вы умеете читать карту? - Для того чтобы узнать что-то новое о других странах, землях, необходимо уметь “читать” карту. Надо уметь находить горы, равнины, моря, увидеть на карте их особенности. Рассмотрите физическую карту России. Что вы видите на карте? - Покажите, какие моря омывают нашу страну. - Какова поверхность нашей страны? - Как появились первые карты? Прочитайте рассказ в хрестоматии “Как появились географические карты?”. - Какими были первые карты? Что на них изображали? - Карты изменялись по мере освоения человеком пространств Земли. Чем дальше в моря и океаны к неведомым берегам уходили корабли наших предков, чем дальше в глубь неизведанных земель пробирались путешественники, тем точнее становились географические карты. На них появились очертания новых океанов и материков. Так, например, очень долго на географических картах было лишь четыре материка: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка. Австралии и Антарктиды на старинных картах не было, потому что эти материки мореплаватели открыли много позднее. - Внимательно посмотреть на карты полушарий. На них нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами. - Чем отличается глобус от карты? - Какие океаны изображены и на той, и на другой картах полушарий? Какие материки? Покажите эти океаны, материки на обеих картах полушарий. - Как надо показывать объекты на карте? - Географическая карта поможет тому, кто умеет ее “читать”. Прочитайте текст параграфа дальше. Что нового вы узнали? - Рассмотрите настенную физическую карту России на доске. Найдите физическую карту России на форзаце учебника. Нужна ли вам настенная карта, если есть эта карта в учебнике? - Рассмотрите карту в учебнике (с. 24). Что в ней необычного? - Это контурная карта. Она нужна тогда, когда нужно самостоятельно нанести на нее необходимые сведения. - Найдите на контурной карте Северный Ледовитый океан, Уральские горы. - Определите по карте полушарий, в каком полушарии находится Южная Америка? Какие материки пересекает экватор? - Можно ли придумать такие обозначения, чтобы с их помощью показать на контурной карте заповедники и заказники России? |
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. - Глобусы довольно громоздки. Ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус - сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, самые важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности. Выполняют динамическую минутку. Начиная с первой парты, школьники последовательно встают и говорят, где и когда они видели изображение Земли на географической карте (телевизор, географический атлас, газеты, журналы, учебники по окружающему миру, экран компьютера и т. д.). Ответ можно и повторить. Все садятся только после того, как прозвучит последний ответ. Школьники видели в учебниках по окружающему миру: 1-й класс - карта Московского Кремля; 2-й - карта школьного экскурсионного маршрута по городу; 3-й - физическая карта полушарий и физическая карта России; в тетради для самостоятельной работы - контурные карты и план местности (одна из разновидностей карт). Выступает ученик с сообщением: - Еще в глубокой древности люди изображали местность, на которой они жили. В первобытном обществе люди ориентировались по расположению рек, лесов, холмов и т. д., а известную местность изображали на стенах пещер, гладких камнях, коре деревьев. Они понимали, что такой рисунок позволяет обозревать одним взглядом расположение интересующих их объектов. В Средние века, особенно в эпоху Великих географических открытий, карты стали жизненно необходимы морякам, землепроходцам, купцам. В современную эпоху карты используются во всех отраслях народного хозяйства. Они необходимы в строительстве, при изучении рек, озер, геологических, почвенных и других исследованиях. Капитаны морских и воздушных кораблей обязательно пользуются картой, необходима она и космонавтам. Работа в парах. Находят карты полушарий в учебнике. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушария. Его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий. - На Северном полушарии: Северный Ледовитый океан, Евразию, Северную Америку, часть Африки, часть Атлантического океана, часть Тихого. На Южном полушарии: Антарктиду, Австралию, Южную Америку, оставшуюся часть Африки, оставшиеся части Тихого, Атлантического, Индийского океанов. - На карте Западного и Восточного полушарий полностью видны Северная и Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия, Тихий и Индийский океаны. - На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый. - Географические объекты следует показывать указкой. Школьник, работающий у карты, стоит сбоку от нее, чтобы не заслонять карту одноклассникам. Указывая моря, океаны, равнины, горы, обводит указкой границы их расположения на карте. Указывая город, показывает его условный знак. - Карты бывают разного размера и разного назначения. - Настенная карта большего размера нужна, так как на ней лучше видны географические объекты. - На этой карте нет подписей, эта карта не имеет условных цветных обозначений. Дополнить и уточнить знания обучающихся о географических картах помогут рассказы в хрестоматии: “О чем рассказывают географические карты?”, “Россия на карте мира”, “Сколько городов в России?”, “Карта на один день”, “Спутник туриста”. Читают тексты рассказов “по цепочке” |
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату |
|||||
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Самостоятельная работа |
Уточняет и расширяет знания обучающихся. Организует самостоятельную работу в тетради (задание 8, с. 6). - Сравните признаки глобуса и карты. Найдите правильные ответы. Какое слово у вас получилось? |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. - Отлично. Составляют таблицу: |
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием |
|||||
Глобус |
Карта |
|||||||
1. Видна вся Земля сразу. 2. Объемная модель, изображающая Землю. 3. Дает самое верное изображение формы поверхности Земли |
1. Видна половина поверхности Земли. 2. Уменьшенное изображение Земли на плоскости с помощью условных знаков |
|||||||
Обозначены полюсы, параллели, меридианы |
||||||||
VI. Домашнее задание |
Знакомит и объясняет домашнее задание. - Выполнить в тетради задания 9 и 10. Прочитать статью учебника (с. 19-24), рассказы из хрестоматии (с. 17-18) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Сохранять учебные задачи |
|||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке. - Что особенно заинтересовало вас во время урока? - Что нового узнали на уроке? - Для чего нужна карта? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - Сегодня на уроке мы... |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности) |