НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ БОЛОТА

Окружающий мир 3 класс технологические карты уроков - Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой - 2015 год

НАДО ЛИ ОХРАНЯТЬ БОЛОТА

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования представления об опасности прогулок около болота; рассказать о значении болот в природе и жизни человека; учить правилам безопасного поведения на болотах

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилами безопасного поведения на болоте, со значением болот в природе и жизни человека;

научатся раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания в природном сообществе “Болото”

Meтапредметные:

регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;

познавательные - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных явлений по заданному признаку (под руководством учителя);

коммуникативные - выполнять постановку вопросов, осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество)

Образовательные ресурсы: карточки для деления учеников на группы, рисунки ягод: голубики, морошки, клюквы

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Разгадайте филворд “Растения и животные луга”*. Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Читают слова.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

С

К

А

Л

К

О

Д

У

В

А

Н

Ч

Т

У

К

Я

О

Б

А

Б

О

Ч

К

И

Р

3

ш

Г

Л

П

Ч

Е

Л

А

А

К

Е

Н

А

У

О

Г

У

С

Е

Н

И

Ж

К

Е

М

Ш

К

М

У

X

А

А

Ц

А

О

Ч

О

К

О

К

О

Н

О

Р

О

В

3

И

Р

А

Л

Ь

Ч

И

К

Ж

У

К

А

К

П

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Отгадайте загадку:

• Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. (Болото.)

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

- Отгадайте загадку: “Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги”. (Болото.)

- Что вам известно о растениях и животном мире болот?

- Прочитайте вслух “по цепочке” параграф в учебнике.

- Для возникновения болот требуются определенные природные условия. В первую очередь они должны способствовать тому, чтобы влага накапливалась и застаивалась в почве. Кроме того, для образования болот необходимо время.

Торф и мхи болот обладают удивительной способностью накапливать влагу. Попадая в болота, вода очищается растительностью и слоем торфа. Этот своеобразный биологический фильтр освобождает воду от растворенных в ней химических веществ и твердых частиц, которые переносятся во взвешенном состоянии. Избыточные грунтовые воды иди выпавшие на землю обильные атмосферные осадки протекают через болота “транзитом” и попадают в реки. Болота отдают влагу постепенно, поэтому у рек, текущих по заболоченным районам, половодья не очень мощные и продолжаются довольно долго, что предотвращает бурные, катастрофические наводнения.

Кроме того, болота увеличивают влажность воздуха, изменяют его температуру, смягчая климат окружающих районов. На болотах и прилегающих к ним местностях чаще образуются туманы, росы, изморози.

- Люди думают, что, осушая болота, они не только расширяют земельные угодья, но и помогают природе. Так ли это?

К осушению болот надо подходить очень осторожно, поскольку оно может привести к непредвиденным и нежелательным последствиям. Например, в Полесье осушение болот привело к снижению уровня стока воды в крупных реках, таких как Днепр, Южный Буг, Припять, понижению грунтовых вод, гибели лесов и лугов.

В таежной зоне широкое осушение болот приводит еще и к похолоданию на этой территории, так как болота смягчают климат окружающей их местности. Следовательно, при хозяйственном использовании болот нужно предварительно проводить специальные исследования, чтобы определить допустимые пределы вмешательства. Необходимо также разумно сочетать использование болот с их охраной; для этого на территории отдельных естественных болотных массивов создаются заповедники и заказники

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Работа в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Раньше болота считались гиблым местом. В болотах погибал отбившийся от стада скот. Болота - излюбленные места обитания малярийных комаров, от укусов которых раньше вымирали целые поселки. Люди стремились осушить болота и использовать землю под поля и пастбища. Но болота приносят и большую пользу.

1. Это природное водохранилище пресной воды. Вытекающие из них ручейки питают крупные реки и озера. Во время дождей мхи болот впитывают лишнюю воду, как губка, и в засушливые годы спасают водоемы от высыхания.

2. Болота - прекрасные природные фильтры. Вода в них проходит через заросли растений, толстый слой торфа и освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистая вода.

3. На болотах растут ценные ягодные растения - клюква, морошка, голубика.

4. На болотах растет немало лекарственных растений. Например, сфагновый мох в годы Великой Отечественной войны использовался как перевязочный материал.

5. Болота — природная фабрика торфа, который используется и как топливо, и как удобрение.

6. Это места обитания многих редких растений и животных, которые и кормятся там, и потомство выводят.

Формулируют вывод: уничтожение болот повлечет за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе все взаимосвязано. В настоящее время 150 болот России взято под охрану.

- Отношение человека к болотам довольно неоднозначное. С одной стороны, болота собирают и хранят чистую воду; на них растут ягоды (клюква, голубика, морошка и др.), лекарственные растения и медоносные растения, к тому же болота - это богатые охотничьи угодья. Кроме того, в них залегают и огромные запасы торфа, который представляет собой ценное топливо и органическое удобрение. С другой стороны, болотные топи являются серьезным препятствием при сооружении дорог, любом другом строительстве, поиске и добыче полезных ископаемых. В хозяйственных целях болота часто осушают, а значит, и разрушают

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

- Обратите внимание на правила безопасности, которые надо соблюдать в топких местах.

- Прочитайте в хрестоматии рассказ “Приносят ли болота пользу?”.

Организует работу с иллюстрированными словариками, которые находятся в хрестоматиях 2 и 3 классов. Организует работу в тетради (задание 41).

- Почему надо охранять болота?

С помощью цветных карточек предлагает обучающимся разделиться на две группы. Одна группа рассказывает о растениях болот, а другая - о животных этого природного сообщества

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

- Болота снабжают влагой не только почву, но и воздух. На болотах кормятся и устраивают гнезда утки, гуси, кулики, цапли; на болота заходят лоси, олени, косули, которые тоже находят здесь для себя пищу.

Находят рисунки и текст о перечисленных птицах и млекопитающих, читают сведения об этих обитателях болот.

Делятся на две группы. Заранее подготовленные ученики рассказывают о растениях и животных, которые обитают на болотах

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 83-85). Выполнить в тетради задание 42

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Надо ли охранять болота? Почему?

- Уничтожение болот повлечет за собой изменения во всей природе планеты. Ведь в природе все взаимосвязано.

- Вы сегодня очень хорошо работали, и обитатели болот передали вам гостинец. Это - клюква и голубика. Попробуйте, какие вкусные и полезные ягоды растут на болотах.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Болота очищают воду. Дают полезные ископаемые, торф и каменный уголь, которые хорошо горят, поэтому их люди используют как топливо. Болота - это места жизни многих видов растений и животных.

- Сегодня на уроке мы...

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности).

Выражать доброжелательность




















* URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspckt-uroka-v-3-klasse-po-predmetu-okruzhayushchiy-mirpod






Для любых предложений по сайту: [email protected]